Kyzylorda-news.kz. Один из тех, кто оставил яркий след в истории нашего края – Садир Кобекулы. О жизни искусного мастера в народе ходили легенды, которые подтверждаются историческими данными и документами. Так кем же был наш далекий предок?
Садир Кобекулы родился 1870 году. Он прямой потомок бесстрашного Кудайменди батыра, героически защищавшего нашу Родину от иноземных захватчиков. Еще в раннем детстве Садир остался без отца. Его отец – Кобек – тоже был известной исторической личностью, о нем акынами сложено немало песен. Известно, что в двадцать четыре года он участвовал в освобождении Жанкента. Но в 37 лет батыр становится жертвой предательства из своего окружения. Вдова Кобека – Кундызай, устав от нужды и лишений, в поисках лучшей доли вместе с караваном, проходившим вблизи Акмечети, взяла с собой маленьких сыновей Садира и Кадира и отправилась на восток в сторону Узбекистана.
С малых лет у Садира проявляется тяга к кузнечному и ювелирному делу. У известных мастеров Самарканда, Ташкента, Бухары и Хорезма он оттачивает свой талант. Повзрослев, становится знаменитым на всю округу кузнецом и ювелиром. На чужбине он в совершенстве овладел и ремеслом земледельца.
В 1900 году в казахских аулах, расположенных вдоль русла Сырдарьи, Коксу и у озер Актоган, Жетитоган прошли выборы волостного. В результате острой борьбы между представителями различных родов волостным этой округи становится Косымбай Жумагулулы, кандидатуру которого поддержали зажиточный и именитый Жумаш и не менее авторитетный Актай из Сарыарки. Именно они представили Косымбая Оренбургскому генерал-губернатору. Надо отметить, что волостной Косымбай оправдал надежды простых людей. Главным его человеческим качеством было стремление делать благие дела для общества. Он выступает инициатором возвращения Садира и его матери на историческую Родину. Для этого он сам, несмотря на неблизкий путь, отправляется в Узбекистан. В той поездке он навещает в Самарканде и юного Турмаганбета, который в свое время уехал вместе с караваном на чужбину в поисках знаний. К тому времени Турмаганбет стал уже состоявшимся акыном, но настоящая народная слава его будет ждать на Родине…
После возвращения на берега Сыра, Садир обучает своих земляков, ранее занимавшихся только животноводством, дехканскому ремеслу. Сначала изготавливает в своей кузнице инвентарь для обработки земли и раздает их крестьянам. В чеках сажает рис, по их краям размещает кукурузу, отдельно на больших грядках посадил дыни. Когда мужчины поздней осенью вернулись из джайляу на свои зимние стоянки возле аула, то не поверили своим глазам. У каждого дома лежали по 10-15 мешков риса и кукурузы, детвора вовсю лакомилась сушеными дынями, вдоволь было припасено и корма для скота.
Еще в детстве Садир грезил мечтой построить караван-сарай на Великом Шелковом пути, где путники с дальней дороги могли бы отдохнуть и набраться сил. В 1910 году он решается на это дело. Объект, впоследствии названный «Сәдір сарайы» («Дворец Садира»), был построен в 50 километрах к востоку от станции Бирказан. У здания было 12 больших окон и две входные двери. Здесь были комнаты для совершения намаза, приема пищи, отдельные комнаты для женщин с детьми и супружеских пар. Одновременно караван-сарай мог вмещать 70-80 человек. Чуть поодаль были расположены открытые и закрытые площадки для содержания домашнего скота. Посредством обмена товаров у караванщиков для нужд Дворца были приобретены тайказан и большой медный самовар. В них всегда и в любое время суток варились различные блюда. По вечерам в отдельной большой комнате постоянно собирались почтенные аксакалы и вели неспешную беседу о тайнах мироздания и вечности. Во Дворце проходили также обряды бракосочетания, «тұсаукесер», «сүндетке отырғызу».
Садир Кобекулы внезапно умер в 1935 году в возрасте 65-ти лет. Очевидцы говорят, что до последних дней своей жизни он не расставался с дехканским кетменем и кузнечными инструментами. Когда его просили назвать цену выкованным им изделиям, он, как правило, отвечал: «Настоящая цена этой вещи – это ваша необходимость в ней и ваша благодарность». Он был похоронен возле Дворца, который сам когда-то построил. Через три года после его смерти на этом участке не стало поливной воды. Население, проживающее здесь, переселилось восточнее аула Сулутобе и осело в колхозах «Кумсуат», «КИМ», «Бірлестік». Эти колхозы позднее, в 1950 году, были объединены в крупное хозяйство имени «30-летия Казахстана».
Благородные потомки не забывают великого мастера. Еще в 1973 году известный наш земляк Мандай Тилеулиев, внесший большой вклад в развитие экономики региона, написал документальную повесть «Сәдір сарайы». Под редакцией члена Союза журналистов Казахстана Дуйсенбека Аяшулы в издательстве «Эдельвейс» вышла в свет книга под одноименным названием. Внимательный и любящий историю родного края читатель найдет в ней много интересного.
При непосредственной поддержке известного в нашей области мецената Баглана Манарбаева на 35 километре трассы «Кызылорда–Жезказган» построен памятник «Сәдір сарайы». В здешних местах есть отличные возможности развивать древнее занятие наших предков – отгонное скотоводство. При решении вопроса поливной воды вполне успешно можно заниматься еще и растениеводством.