Kyzylorda-news.kz. Мавзолей Мулкалан – один из древних памятников истории и культуры республиканского значения. Он расположен в Сырдарьинском районе в трех километрах к юго-востоку от аула Инкардарья. Сегодня здесь идут реставрационные работы. С их ходом в ходе пресс-тура ознакомились представители средств массовой информации.
Мавзолей датируется ХVІ веком. В различных источниках памятник встречается под такими названиями, как святой Молкалан, Мулкалан, Молда Калан, Мехереглан. До сих пор ученые-исследователи не пришли к единому мнению, но в список памятников республиканского значения он внесен под названием Молкалан (Мулла-Калан). Нет единого мнения и о том, в честь кого он был воздвигнут. В одном источнике Молкалан — прозвище известного в этих местах святого Мехереглана, который имеет большую популярность в народе. По преданиям он занимался поливным земледелием, в различных местностях у него было семь домов. Мехереглан был хорошо знаком с другим местным аулие Магзумом. Они часто подтрунивали друг над другом по поводу того, кто из них где будет похоронен. Пророчество каждого сбылось.
Мавзолей расположен в обширном некрополе. Он сложен из квадратных обожжённых кирпичей, площадь 9,2х12,2 метра. Здесь были разрушены купол (практически до основания), лицевая и верхняя часть портала, кладка стен. Памятник представляет собой квадратное помещение, купол которого венчался барабанным сводом. Входной проем ориентирован на юго-запад. На продольной и поперечных осях устроено четыре отверстия, охватывающих верхнюю часть барабана и основание купола.
Корпус памятника имеет чуть заметный наклон стен, он практически не декорирован, за исключением двух арочных ниш в прямоугольных филенках, расположенных на главном фасаде с обеих сторон от портала. Портал сужен относительно корпуса, имеет мощные устои и активно выдвинут вперед, перекликаясь с самобытной местной традицией кумбезов с коридором. Над входным проемом расположен прямоугольный выступающий участок кладки, предназначенный, очевидно, для филенки с надписью. Здесь же в углах, образованных примыкающими к корпусу устоями портала, сохранились кирпичные сталактиты, служившие для перехода к полукупольному венчанию портальной ниши.
В интерьере до реставрации прослеживались остатки штукатурки, пол был вымощен из обожжённых кирпичей. В северном углу находилось надгробие святого, покрытое масаханой – пологом. В правой половине было пять расположенных в ряд сырцовых надгробий с набросками из обожженных кирпичей. По всему периметру памятника от пола плотно в несколько рядов уложена камышовая прослойка, препятствовавшая засолению кладки. В середине стен и портале в кладку горизонтально были заделаны деревянные сваи.
В мавзолее Мулкалан наряду с традициями средневековой мусульманской архитектуры также использован и характерный для кочевников севера Средней Азии так называемый «дахистанский» тип портала. Памятник имеет большое значение, поскольку характеризует в значительной мере утраченное позднесредневековое зодчество Казахстана.
В народе широко распространены легенды о святом. О них журналистам рассказал настоятель мавзолея Омирсерик Абушахманулы. Он последователь семейной династии шыракшы. За мавзолеем святого в свое время присматривали его дед, отец, брат.
— Мулкалан много путешествовал, — отмечает О.Абушахманулы. — В одном из таких странствий он приехал в аул, который был весьма в плачевном состоянии. Здесь под песками остался единственный колодец, который поил всю скотину. Тогда Мулкалан вознеся руки вверх стал молиться Аллаху, чтобы он ниспослал сельчанам живительную влагу. Молитва святого была услышана, и вскоре все небо заполонили черные грозовые тучи. Пошел сильный ливень. Таким образом была спасена вся живность.
А вот еще одно предание. В Кызылкумах есть обширное пастбище под названием «Түйеқарын». Туда часто зимой и летом приезжал некий бай Бозым. Однажды его коневод упал с лошади и вскоре умер. Прямо перед похоронами к толпе людей подошел незнакомец и несмотря на возражения окружающих он открыл лицо мертвеца, прикрытое тканью, и погладил его по лбу. В этот момент покойник, ожив, открыл глаза. Как оказалось, коневод не был мертв, а просто был в глубоком обмороке. Святой чувствовал это и спешил помочь парню. Это было настоящее чудо.
По словам настоятеля, Мулкалан обладал большой лечебной силой. Сегодня к могиле святого часто приходят и ночуют в доме поблизости бездетные супружеские пары. Благодаря молитвам у многих из них позже родились дети. Лечебными качествами на этой святой земле также обладает вода из местного колодца. Она исцеляет больных от болезней желудка и кожных недугов.
Реставрацию мавзолея проводят опытные специалисты регионального филиала РГП на ПХВ «Каз-реставрация» Министерства культуры и спорта РК. Как отметил и.о. директора предприятия Нурболат Муратбеков, на эти цели из республиканского бюджета выделено 26 миллионов тенге. Работы начались в апреле, но уже в мае планируется их завершить. Основная проблема на объекте – наличие подземных вод. Сейчас их устраняют посредством дренажной системы. Срок гарантии
реставрационных работ по оценке специалистов – два года. В последний раз мавзолей реставрировали в 2007 году.
По словам руководителя коммунального государственного учреждения по охране памятников истории и культуры Ергазы Алданазарова, сегодня в области под охрану государства взято 560 объектов истории и культуры, представляющих национальную ценность, из них 31 – республиканского значения, 256 – местного значения, 273 – включены в предварительный список объектов историко-культурного наследия. В целом за годы независимости в области проведена реконструкция 38 памятников архитектуры, построено 125 монументальных художественных сооружений, определены природно-охранные зоны 80 исторических мест.
В 2023 году за счет республиканского бюджета планируется отреставрировать башню Котибар, мечеть Ганибая, мавзолей Карасопы, будут продолжены исследования на древних городищах Бабиш-мола, Сыганак и Жанкент.