Kyzylorda-news.kz. Минувшее воскресенье стало днем бензина. Все отечественные телеканалы, у которых есть хотя бы намек на аналитическую программу, рассказали об ожидаемом повышении цен на бензин в наступающем году, приводит слова журналиста, экономического обозревателя Дениса Кривошеева zakon.kz.
Стоит напомнить, что все началось с заявления Министерства национальной экономики 17 октября, тогда стало известно, что ведомство подготовило проект постановления Правительства о повышении ставки акцизов на бензин. Если ранее платили 10 500 тенге за тонну, то после вступления новых правил в силу, этот налог достигнет 24 435 тенге за тонну. Была озвучена и мотивировка: “принятие проекта направлено на недопущение незаконных перетоков нефтепродуктов в соседние страны, а также на обеспечение сохранения баланса на рынке горюче-смазочных материалов при дерегулировании цен”.
Волна негодования захлестнула социальные сети. Повышение цены литра бензина всего на 10 тенге спровоцировало настоящую истерику. Комментаторы наперебой публиковали комментарии, в которых описывали грядущий апокалипсис – как взлетят цены в магазинах и на рынках, а инфляция девятым валом накроет страну. Власти попытались снизить давление, отправив на передовую министра энергетики Каната Бозумбаевая, с заверениями, что опасения казахстанцев беспочвенны. Отвечая на вопросы журналистов он весьма резко сказал:
– Попрошу слухи, инсинуации и домыслы прекратить. Ничего мы менять не собираемся, включая акцизы. – Правда потом добавил: Мы посчитали, что в этом году акцизы поднимать не надо.
Таким образом, стало понятно, что это всего лишь отсрочка, тактический маневр.
Чуть больше чем через месяц к вопросу повышения акцизов вернулись. Казна стремительно пустеет и этого нельзя отрицать. На социальные нужды приходится тратить теперь все больше, и аукцион невиданной щедрости кто-то должен оплачивать. Расходы социального блока составляют 5,4 трлн тенге или 44,9% от общего объема расходов. Годовой рост расходов госбюджета на социальную помощь составил рекордные 28%. В 2020 ожидается еще один скачек расходов и никто не может объяснить из каких средств, ведь кроме трансферта из Нацфонда, других идей не видно. Субсидируется энергетика, сельское хозяйство, коммунальная сфера, транспорт. Экономика вместо прибыли приносит убытки.
Очень важно понять и осознать цифры, в казну от реализации бензина сейчас попадает около 36 миллиардов тенге, при повышение акциза на 10 тенге, сборы увеличатся всего лишь до 83 миллиардов.
Сравните: “В результате на начало ноября текущего года порядка 456,5 тыс. семей или около 2,1 млн человек получили реальную поддержку от государства, в том числе 53% – это многодетные семьи. Это в 7,7 раза превышает аналогичные показатели по получателям в 1 квартале текущего года. В 1,8 раза увеличился и средний размер назначенной АСП. Впервые в бюджете на выплату АСП было предусмотрено 245 млрд тенге”. Таким образом, чтобы обеспечить безболезненный рост трат только на поддержку малообеспеченных, нужно увеличить акциз в 7 раз.
Это же непостижимо, доходы от акциза на бензин со всего потребляемого объема топлива всего 36 миллиардов тенге в год. При этом физические лица не несут серьезных обременений и по другим видам налогов. Нет “адских” налогов на недвижимость, которые в Европе и CША составляют от 1 до 5 процентов от рыночной стоимости объекта. Например, стандартная двушка в 45 квадратов за 25 миллионов тенге в Алматы обходилась бы владельцам от 250 тысяч до 1,2 миллионов тенге в год. НДС в Казахстане существенно ниже. Социальное и медицинское страхование отсутствует полностью. О размере реальных вкладов населения в экономику страны лучше всего говорит пенсионная система. Количество активных клиентов фонда – 6,1 млн человек, а тех кто сделал 6 и более взносов за последний год и того меньше – 4,6 млн человек. При этом, 5,3 млн вкладчиков имеют пенсионные накопления до 500 тыс. тенге, 1,6 млн человек – в пределах от 500 тыс. до 1 млн тенге и это при условии, что пенсионная система существует около 20 лет. Получается, что всего лишь около 1,5 млн человек в стране платят налоги на постоянной основе и судя по всему, большая часть из них так или иначе работает на государство.
Таким образом, население, которое существенно не вносит своего вклада в государственные доходы, “встает на дыбы” каждый раз, когда государство пытается хотя бы косвенно обложить их налогами. Причем, повышение акцизов естественно на фоне трехактной девальвации 2011-2016 годов. Налог просто заморозили. Кстати встает еще несколько вопросов. Согласно статистике цены на бензин за девять месяцев снизились на 4,8% и случилось это в связи с переизбытком предложения. Государство серьезно вложилось в рынок ГСМ, проведя крупномасштабную модернизацию нефтеперерабатывающих заводов, речь идет о 6 млрд долларов, но до сих пор не понятно, как будут рассчитываться по этим долгам НПЗ, если стоимость их услуг так же существенно не растет.
Возвращаясь к влиянию стоимости топлива на инфляцию. По оценкам специалистов, считающих реальное давление на те или иные экономические показатели, на инфляцию, в стране достаточно точно определили коридор в котором увеличение акциза скажется на инфляции – 0,35% и даже эти цифры выглядят несколько завышенными. В среднем транспортная составляющая в товарах всего 3%. Поэтому утверждения некоторых экспертов, что зеркальное повышение цен может достигать 6-7% выглядят сомнительно. Бесспорно, любое отклонение от привычных цен влияют на цены, но хочется напомнить, что снижение цен на бензин еще ни разу не приводило к пропорциональному снижению цен на товары. Торговцы всегда умели находить оправдание росту цен и можно с уверенностью сказать, что найдутся те, кто и в этот раз используют незначительный рост для обогащения, ведь нет механизмов, способных защитить от таких манипуляций потребителя.
Важно также отметить и то, что это не последний рост цен на топливо. Гармонизация налогов в рамках ЕАЭС в ближайшие пару лет приведет к росту акцизов казахстанских до уровня российских, а он только в 2020 году вырастет на 3,6% в сравнении с 2019 годом – до 12 752 рублей за тонну или 77 тыс. тенге. Плюс через пять заработает единый топливный рынок и цены сравняются в любом случае и тут важно, чтобы именно государство изымало как можно больше выгоды.
Тут все просто, либо деньги идут в бюджет, либо на счета нефтяным компаниям. Да, нужно поддерживать казахстанцев и тут предложение Каната Бозумбаева выглядит весьма перспективным:
– Если будем поднимать, мы считаем, малолитражные автомобили, до трех литров, не должны платить налог на транспорт, чтобы в какой-то степени компенсировать повышение акциза для наиболее уязвимых слоев, которые владеют автотранспортом”.