Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками.
Kyzylorda-news.kz. Постановлением Правительства РК от 27 декабря 2019 года утверждена государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы, передает zakon.kz.
Как отмечается, в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира.
Так, по результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е – по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е – по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36).
Таким образом, результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е – по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.
В связи с чем необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками.
Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей.
В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:
– выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социально-экономического статуса семьи;
– обеспечение соответствия навыков выпускников требованиям экономики;
– профессиональное развитие и высокий статус педагогов;
– вовлечение работодателей в подготовку кадров;
– оценка системы образования и организаций образования;
– построение эффективной структуры управления;
– выстраивание коммуникаций с заинтересованными сторонами;
– эффективное использование финансовых ресурсов.
Основными вопросами политики в области науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass, считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы PhD и постдокторантуры.
Как отмечается в документе, с учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.
В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд тг.) увеличится финансирование науки.
Цель программы – повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей и увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
Задачи:
1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.
2. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.
3. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.
4. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.
5. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.
6. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.
7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.
8. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.
9. Укрепить интеллектуальный потенциал науки.
10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.
11. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.
Предполагается, что:
– охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет составит 85,3 %, от 3 до 6 лет – 100 %;
– результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – математика – 480 баллов, чтение – 450 баллов, наука и естествознание – 490 баллов;
индекс благополучия детей в РК составит 0,73 балла.
– доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального образования (ТиПО) по государственному образовательному заказу – 75 %;
– доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания высшего учебного заведения по государственному образовательному заказу – 75 %;
– доля расходов на науку от внутреннего валового продукта – 1%;
– прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 %.
– качество научно-исследовательских организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее – ГИК ВЭФ)) – 63-е место.
На реализацию Программы в 2020 – 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд тенге (из республиканского бюджета – 9 565 млрд тенге, местного бюджета – 716 млрд тенге, Всемирного банка – 13 млрд тг., частных инвестиций – 1 284 млрд тенге), в том числе:
2020 – 1 161 млрд тенге
2021 – 1 336 млрд тенге
2022 – 1 708 млрд тенге
2023 – 2 311 млрд тенге
2024 – 2 383 млрд тенге
2025 – 2 679 млрд тенге
а также другие средства, незапрещенные законодательством РК.
Постановление вводится в действие со дня его подписания.