Kyzylorda-news.kz. Проживая в наше непростое, но переломное время, полное противоречий и людской суеты. Когда во главу угла ставятся деньги и власть, и когда мудрое слово перестает иметь свой вес. Когда социально – экономическое положение оставляет желать лучшего. И когда проблема индивида становиться проблемой мира. Член Совета общественного согласия при областной АНК Талгат Телеубаев обращается к творчеству Великого Абая, мысленно перенося своё сознание на более 100 лет назад, на то нелёгкое для казахского народа время…
По словам Талгата Рахимовича, творчество Абая определяет дальнейшее развитие казахской литературы. Отношение к окружающей действительности и против зла, и насилия внутренний мир поэта с наибольшей полнотой непосредственностью выразились в его лирике. Поэзия Абая богата по содержанию: это стихотворения на социально-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пейзажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. Лирика Абая знакомит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека с его нравственным идеалом. Большое место в лирике Абая занимает социальная тематика. Поэт осуждает пороки современного ему казахского общества, раздираемого межродовой борьбой, распрями. Он обрушивается на алчность, беззаконие богачей и властвующих чиновников. Согласитесь, как это похоже на наших современников…
В стихотворении «О казахи мои, мой бедный народ!» поэт с болью в душе говорит о том, что в степи нет единства, порядка, везде разлад, «из-за денег и власти кипит вражда». Поэт обращается к народу: – О казахи мои, мой бедный народ жестким усом небритым прикрыл ты рот. Кровь на правой щеке, на левой жир… Где же, правда? Твой разум не разберет. Эх! Разобраться бы нам в своих бедах…
Обнажая социальные противоречия, поэт-реалист смело обличает корыстолюбие и подлость тогдашних чинуш. От них ждать нечего, сила народа в нем самом: Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд изуродовал душу твою, народ, Не надеюсь на исправленье твое, коль судьбу свою в руки народ не берет.
В стихотворениях «Грязный в словах и делах», «Наконец, волостным я стал», «Вот и старость… Свершиться мечтам не дано» и др. несколькими выразительными штрихами поэт рисует портреты волостного управителя, лицемерных старшин и алчных баев, биев, степных воротил, что, «стократной величины, обирают народ». Наибольшей социальной остротой среди стихотворений поэта о современной ему жизни отличается «Наконец, ВОЛОСТНЫМ Я стал». Стихотворение написано в 1889 году под свежим впечатлением от чрезвычайного съезда казахских родов Семипалатинской и Семиреченской областей, где были избраны волостные управители. Это стихотворение – беспощадная сатира на гнилую систему местного управления, на социально-политические порядки, которые царили тогда. Эта сатира становится еще резче, острее благодаря тому, что стихотворение построено в форме монолога самого волостного. К власти приходит тот, у кого есть деньги, кто не скупится на взятки, чтобы добыть голоса. Человек завоевав власть, можно беззастенчиво грабить других. Наконец, волостным я стал, все добро на взятки спустив: Без горбов верблюды мои, у коней не осталось грив, вот такими путями волостной одержал победу на выборах, где человеческие достоинства, деловые качества – не в счет. Волостной человек, думающий только о собственной выгоде. Поэтому он готов юлить перед уездным начальством, ругая непокорный народ.
Что же изменилось? К чему мы стремимся? Уверен, каждый должен начать прежде всего с самого себя. Ни кто из вне не придёт к нам и не построит нам Новый Казахстан. Всё в наших руках.