Kyzylorda-news.kz Пожалуй, в памяти каждого среднестатистического человека есть воспоминания из детства о еженедельных походах на рынок с родителями. Эти бесконечные обходы прилавок с продуктами и одеждой, а после часовых закупок и поиска товаров с низкой ценой – долгожданное возвращение домой, однако уже с большими пакетами, от тяжести которых немели пальцы.
Сегодня такие мероприятия, если и происходят, то намного реже, чем пару десятков лет назад. Все благодаря расширению возможностей цифровизации, а именно онлайн-покупкам, без которых сложно представить быт современного человека.
О чем говорит статистика?
Команда Strategy&, являющаяся частью глобальной сети PwC, представила исследование рынка розничной электронной коммерции в Казахстане за 6 месяцев 2024 года. В исследовании приняли участие крупнейшие представители рынка электронной коммерции в Республике Казахстан: Kaspi.kz, Halyk Market, Jusan Mart, Forte Market и другие игроки рынка.
Согласно исследованию, в первом полугодии прошлого года рынок e-commerce подхватил динамику роста сектора 2023 года, что выразилось в увеличении денежного объема рынка на 61% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основные результаты исследования:
- 16,6% — доля электронной коммерции в общем объеме розничной торговли в РК;
- 70,8 млн единиц — количество совершенных транзакций розничной электронной коммерции;
- 20 400 тенге — сумма среднего чека;
- 89% — доля продаж с маркетплейсов от общего объема розничной электронной коммерции в Казахстане.
Стремительный рост рынка электронной коммерции обусловлен рядом факторов, связанных с изменением потребительского поведения (где драйвером является высокая занятость и отсутствие времени на оффлайн покупки), развитием цифровой и логистической инфраструктуры, высоким уровнем проникновения интернета (92,3%*) и хорошим выбором товаров на электронных площадках, что делает онлайн покупки более удобными для людей.
Ключевым драйвером розничного рынка по-прежнему остаются маркетплейсы. Важным фактором их конкурентоспособности стали: широкий ассортимент, ценовая политика (в том числе скидки, акции, бонусы), улучшенный процесс доставки (срок доставки сократился и выросло количество пунктов выдачи заказов), удобные условия с оплатой в периоде 12 и 24 месяцев.
Плюсы и минусы онлайн-шопинга
+ Экономия времени – главное преимущество покупок в интернете. Купить товар через сайт, маркетплейс или приложение занимает в среднем 10-15 минут.
+ Никакой толпы и очередей. Делая покупку через интернет, вы спокойно можете зарезервировать товар в нужном количестве, оплатить его и получить в удобное время.
+ Экономия бюджета благодаря частым и выгодным акциям. У оффлайн-магазинов – большие расходы за аренду и рекламу, а интернет-магазины дешевле в обслуживании, поэтому и наценки в них ниже.
+ Доставка до двери. Многие интернет-магазины предлагают бесплатную доставку до двери на крупные заказы, что также положительно влияют на бюджет.
+ Широкий ассортимент. Если чего-то нет на одной торговой площадке, это обязательно найдется на другой. Нужный размер, цвет или материал – больше не проблема.
+ Необычные приобретения. В интернет-магазинах можно найти необычные, редкие и очень красивые вещи, эксклюзив или изделия ручной работы.
+ Выбор способа оплаты. В вопросе оплаты интернет магазины довольно гибкие – наличными при доставке, банковской картой или переводом, кредитной картой, рассрочку, кредит, а порой даже биткоинами.
+ Экономия сил. Интернет-магазин – идеальный вариант для занятых людей или людей с особыми потребностями.
+ График работы. Интернет-магазины и маркетплейсы доступны 24 часа в сутки. Все, что нужно – это выход в интернет.
– Защита личных данных. Основным недостатком онлайн покупок является незащищенность. Всегда существует небольшой риск, что вашими финансовыми и личными данными могут воспользоваться хакеры.
– Проблемы с доставкой. Возможны дополнительные расходы на доставку и долгое время ожидания, в некоторых случаях, до нескольких недель.
– Ошибки в заказе. Онлайн шопинг немного рискован потому, что вам могут прислать товар плохого качества, поврежденные или даже совсем не те вещи.
– Бесконтрольный шопинг. Покупать онлайн гораздо проще и выгоднее, чем в оффлайн-магазине. Таким образом, в интернет-магазинах гораздо легче потратить большую сумму, особенно при покупке сопутствующих товаров.
– Отсутствие контакта. Многие, выбирая вещь, ориентируются не только на практичность, но и на то, какова вещь на ощупь, как сидит на теле, личное восприятие цвета и запаха. При покупках в интернете, все эти детали невозможно уловить.
Удобство или зависимость?
В последние годы онлайн-шопинг в Казахстане стал не просто удобным способом приобретения товаров, а настоящим образом жизни. Однако такой шопинг, который предоставляет удобство и доступность товаров, подразумевает некоторые подводные камни.
По мнению психологов, бесконтрольные покупки могут перерасти в зависимость, схожую с игроманией или даже адреналиновой зависимостью. Особенно это становится заметно в периоды массовых распродаж, когда маркетплейсы предлагают беспроцентные рассрочки и огромные скидки. Это создает иллюзию легкости покупки, даже если на самом деле они тратят больше, чем могут себе позволить.
Как появляется зависимость от маркетплейсов?
Как приводят слова специалистов finratings.kz, шопоголизм — это часто не про необходимость, а про эмоции. Ожидание новой покупки активирует в мозге систему вознаграждения, вызывая выброс дофамина — гормона удовольствия.
«Когда человек листает маркетплейсы и делает заказ, он на время забывает о проблемах, стрессе или тревоге. Однако эйфория проходит быстро, и появляется желание снова вернуться в приложение, чтобы испытать этот эффект заново», — объясняют психологи.
Зависимость от онлайн-покупок проявляется, когда покупки начинают контролировать вашу жизнь и негативно сказываются на вашем финансовом, эмоциональном и психическом состоянии. В этом случае шопинг становится не столько способом удовлетворить нужды, сколько способом справиться с эмоциональными проблемами.
Также специалисты связывают потребность в чрезмерных интернет-покупках с эмоциональными дефицитами. Человеческий мозг исторически ориентирован на социальные связи. Однако в современном мире эти связи трансформировались и стали более сложными. Именно поэтому многие люди предпочитают взаимодействовать с предметным миром, а не с живыми людьми.
Дополнительно на зависимость влияет потребность человеческого мозга в поиске нового. Маркетплейсы, предлагающие бесконечный поток новых товаров, успешно удовлетворяют ее, создавая постоянный интерес и желание что-то купить.
Как понять, что у вас зависимость?
Совершение покупок – естественная часть жизни современного человека, но если шопинг начинает выходить за пределы разумного, стоит задуматься.
Как отметила психолог Дарья Яушева на стриме 360.ru, посещение обычного магазина предполагает физическую активность и сознательное выделение времени на покупку вещей. Что касается интернет-магазинов, то они предоставляют возможность приобретать товары круглосуточно, даже в моменты внутреннего напряжения или истощения. Именно это свойство делает онлайн-покупки удобным способом ухода от сложных переживаний.
Эксперт отметила, что для многих это способ вернуть себе «ощущение влияния». Есть очень много нейроэкономических и нейропсихологических исследований, которые свидетельствуют, что все-таки разница есть.
«Большую роль играет дофамин. Он является гормоном предвкушения. Это не гормон удовольствия, это именно гормон, который выделяется, когда человек ожидает чего-то», — пояснила Яушева.
Ключевые факторы появления зависимости от онлайн-шопинга:
- Покупки в интернете становятся все чаще.
- Увеличение суммы, потраченной на фактически ненужные вещи.
- Осознание, что покупки совершаются ради удовольствия, а не по необходимости.
Проанализируйте историю покупок на маркетплейсах: если большая их часть сделана под влиянием эмоций, а не рационального выбора, это повод задуматься о появлении зависимости.
Дофаминовая петля и контроль эмоциональных покупок
В статье psychologies.ru психотерапевт Марк Сандомирский и психолог, специалист по финансовому коучингу Вероника Коштаева рассказали, что люди, склонные к эмоциональному потреблению, теряют контроль над своими поступками. В момент покупки их сознание сужено, ими управляют „детские“ эмоции. С помощью вещей они стремятся закрыть дефицит внимания и любви, сформировавшиеся в детстве.
- Они покупают, чтобы снять напряжение и успокоиться, испытывая при этом наивное удовольствие, превращая шопинг в игру: важны не покупки сами по себе, а их использование для управления эмоциональным состоянием, — поясняет психотерапевт.
Стремясь снизить эмоциональную неудовлетворенность, мы попадаем в ловушку, которую психологи называют дофаминовой петлей.
- При негативных переживаниях мы идем в магазин, покупаем что-то и успокаиваемся (на время). Формируется связь: тревога — покупки — удовольствие — отсутствие тревоги. В следующий раз, когда мы почувствуем тревогу, мозг подкинет нам простое и «работающее» решение, - говорится в статье.
Единственным способом, который поможет наполнять корзину только нужными вещами, по мнению экспертов, может стать осознанное потребление.
Существуют стратегии, которые помогают контролировать этот процесс:
- Установление финансовых лимитов.
- Ограничение времени, проводимого на маркетплейсах.
- Сознательное отложенное принятие решения о покупке (например, правило «24 часов» перед покупкой ненужного товара).
- Развитие самоконтроля и навыков эмоциональной регуляции.
Важно осознавать, что покупки не должны становиться способом успокоения или компенсации стресса. Развитие осознанного подхода к шопингу поможет избежать формирования зависимости и сохранить финансовое благополучие.
Подготовила Айжан ЖАРМАНОВА
Фото freepik.com