Kyzylorda-news.kz  На центральной площади поселка Жалагаш  прошло мероприятие, где показали казахские традиции «Айдар шаш алу» и «Салбұрын», организованные аульным клубом Жанаталап. Здесь присутствующим рассказали значение этого ритуала и популяризировали его.

«Айдар шаш алу» – своеобразный хохолок на головах казахских ребятишек, в прошлом часто вызывавший улыбку у путешественников, призван был служить оберегом от сглаза. Прядь волос, которую при стрижке оставляли у мальчиков на макушке, называли айдар.

Жалагашцы популяризируют традиции казахского народа 1.jpg

Издревле главной задачей подобных причесок считалось отвлечь внимание недоброго глаза. Люди верили, что волосы обладают огромной силой оберега для ребенка, который, как считалось, очень привлекателен для черных сил. По сей день люди верят, что «айдар» является связующей нитью между ребенком и космосом, таким образом защищая и оберегая младенца и позволяя ему получать свыше нужные знания и энергию. Также считается, что ребенка, у которого есть «айдар», ни в коем случае нельзя обижать, поскольку сказанные им слова могут сбыться, а сила, кроющаяся в его руках, может дорого стоить обидчику. Чаще всего «айдар» отрезают мальчику в тот день, когда совершают обряд обрезания, что символизирует переход в более взрослую жизнь. По этому случаю устраивали специальный праздник – шаш алу (стрижка волос) и придавали особое значение. Для этого приглашали всех взрослых мужчин аула и самый старший из них первым срезал прядь волос с головы малыша. При этом аксакал произносил пожелание: «Жасын узак болсын!» – «Долгих лет жизни тебе!». После этого он передавал ребенка другому и каждый присутствующий проделав тоже самое, одаривал виновника торжества деньгами или сладостями.

«Салбурын» –  это  древняя комплексная охота любителей на лошадях с ловчими  птицами и собаками. Сильная лошадь, зоркий орел, хорошее ружье –  это равноценные понятия. Это древнее искусство, которое по крови передается из поколения в поколение.  В зимнее время охотники собираются и выезжают на несколько дней.

Жалагашцы популяризируют традиции казахского народа 2.jpg

Перед охотой казахи устраивали праздник, всеобщее гулянье. Отсюда происходит слово «салбурын». «Сал» – веселье, игры, состязание. По первому снегу охотники на лошадях отправляются на промысел и охотятся до конца февраля. Выпадет густой снег, а наутро безоблачно, светло и тихо. Такой очень благоприятный для охоты день казахи называют кансонар. С появлением жизни на земле первым спутником человека стала собака. Она была всегда верным другом и помощником. Собаки бывают дурегей (беспородные) и тазы (гончие). Беспородные собаки охраняли жилище, скот. Из них выведены тобет – волкодавы, способные задушить матерого волка. Эти крупные размером с теленка собаки обладают чутким слухом. Среди них бывают гладкошерстные и густошерстные особи. Охотничью собаку казахи называют тазы. Это гончая собака среднего роста. Шерсть ее гладкая, ноги длинные, окрас зависит от среды обитания. Тазы использовали при охоте на зайцев, лисиц, волков. У степных тазы высота в холке соответствует высоте в бедрах. Они легкие, быстрые, на вид хрупкие. Опытный охотник не позволяет ей ни жиреть, ни худеть.

Поэтому эту породу называют ши тазы. У тазы из горной местности задняя часть выше, чем в холке, ноги жилистые, крепкие, шея длинная и толстая. В состоянии крайней злобы тазы без страха вступает в поединок с волком. Кумай тазы породистых кровей, быстроногая, хваткая. В легенде говорится, что кумай появляется редко, из яйца собаковидного гуся (италаказ). Любимых тазы казахи сравнивали с быстрокрылой птицей кумай. Кумай тазы – собака, охочая на зверя. Ещё щенком прирученная к охоте, она обладает ловкостью и быстротой, отличным обонянием, дерзостью и отвагой. При поединке с матерым волком кумай тазы не позволяет себя ранить: вцепившись в горло, она быстро утихомиривает его. Подобной силой обладает лишь одна из сотни. Завывание собаки – плохое предзнаменование. И хозяин окриком заставляет её умолкнуть, приговаривая: «Чтоб это случилось только с тобой». А вот поскуливание – признак чего-то хорошего. Народная традиция хоронить знаменитых скакунов и породистых тазы по человеческим обычаям идёт из глубины веков.

Так жители поселка Жалагаш узнали истинное значение этих традиций и отметили праздник «Наурыз».

 

Фото пресс-службы Жалагашского района
 

Читайте также: