Kyzylorda-news.kz В 16 километрах от поселка Шиели находится пантеон «Окшы ата» — жемчужина духовного и культурного наследия края. Здесь находятся усыпальницы известных в казахской степи людей, которых народная молва возвела в разряд святых. Поэтому в народе это место называют еще «Жеті әулие» – семь святых. По словам старожилов, здесь нашли последний приют такие известные в казахской степи люди, как Окшы ата, Асан ата, Кыш ата, Гайып ата, Есабыз ата, а также Досбол би и Бала би. Наиболее значительным сооружением специалисты считают мавзолей легендарного казахского философа, поэта и певца Асана кайгы, построенный в XVI веке.
Асан кайгы был одним из влиятельных сановников хана Золотой Орды Улуг Мухаммеда (Орманбет хана), который впоследствии основал Казанское ханство. В 50-е годы XV века, когда в Восточном Дешт-и-Кыпчаке развернулась политическая борьба, он встал на сторону султанов Керея и Жанибека – противников хана Абулхаира. Со временем Асан стал идеологом нового ханства, сторонником объединения всех казахских родов и племен. В то же время, будучи во дворце Жанибек хана, он постоянно выступал как выразитель интересов простого народа. Он предлагал хану оставить в сторону личные интересы и амбиции, поставить во главу угла «долг хана перед народом» и его независимость. Именно в эти годы он заслужил большой авторитет у народа, который прозвал его Асан ата. А еще люди хорошо его знали как вещего певца-жырау, который в своем творчестве поднимал наиболее важные проблемы бытия. Поэтому не случайно со временем его имя обрело легендарные и, в некоторой степени, даже сказочно-мифологические черты.
Интересно происхождение слова «қайғы» (печальный). Ученые говорят о том, что Асан ата был реальной исторической личностью. Что касается прозвища, оно больше было связано с легендой, которая гласила: Асан, по предсказанию гадальщика, выловил в Иртыше дочь речного султана, предназначенную ему в жены. Однако он не выполнил определенных условий, и потому разгневанная таким поступком джигита девушка улетела в небо.
Есть и другая версия происхождения слова «қайғы». Асан ата остро чувствовал неустойчивость быта кочевых скотоводов, их зависимость от погодных условий. Нередко в годы джута и сильных морозов скот лишался корма и погибал. Асан, который всю свою жизнь видел страдания простых людей, сам страдал и переживал вместе с ними. Эта черта его характера в какой-то степени послужила причиной тому, что в памяти народа он остался как «Асан қайғы» – Асан горемыка или Асан в глубокой печали. Хотя, это скорее, вольный перевод с казахского, поэтому вряд ли сможет в полной мере передать внутренний мир этого неординарного человека.
Основное место в творчестве Асана ата занимали толгау, терме, назидания и афоризмы, то есть, философско-дидактические жанры. Собиранием и изучением его произведений занимались известные ученые-востоковеды Шокан Уалиханов, Григорий Потанин, известный казахский поэт, мыслитель, историк и этнограф Машхур Жусуп Копеев и другие. В XIX веке было положено начало изданию поэтического наследия Асана кайгы, значительный вклад в изучение которого внесли известные писатели Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов и другие.
Об этом человеке сложено множество легенд. Наиболее популярной из них является легенда о поисках почтенным старцем Жер уйык – земли, где есть обильные пастбища и полноводные реки, мягкий климат, множество дичи и рыбы, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения. На быстрой как ветер верблюдице Желмая он объездил все стороны света, но не смог найти эту землю. Его грезы о лучшей жизни для своего народа со временем трансформировались в мечту о земле обетованной. Идеи любви и сострадания Асана кайгы к людям позволили великому казахскому ученому Шокану Уалиханову назвать его «кочевым философом».
На своем пути мудрый старец встречает благодатные и непригодные для обитания земли, и всем им дает оценку. Так, увидев вблизи Туркестана город Сауран с древними крепостными стенами, он сокрушался по поводу того, что крепость построили на ровном плато, в самом сердце знойной пустыни. Рядом не было ни реки, несущей прохладу, ни тенистых деревьев. Поэтому, как сказал Асан кайгы, вряд ли этот город мог бы остаться местом обитания. Так оно и случилось – вскоре город был разрушен захватчиками.
Про полуостров Мангистау, где побывал трижды, Асан ата говорил, что для желающего разводить скот, не найти лучше земли. В Жетысу, по его словам, каждое дерево усеяно плодами, и потому это поистине райский уголок для проживания. А в Баянаульских горах овцы могут нагулять настоящий жир.
«Травы тучны, снега обильны, земля как масло, сеют хлеба на такой земле не напрасно», — сказал он про покрытые черноземом плодородные земли Ауана в Жуалинских краях.
Как говорил великий старец, в окрестностях Акмечети (нынешней Кызылорды), много пыли витает кругом, но зато кусок мяса есть под каждым кустом. Поэтому не обеднеет твой народ скотом, только береги его. Посетив земли Карсакбая, он уехал оттуда со словами благословения: «Округи твои полны соли, под горами залежи меди. Твои две горы соберут народ, и будет богатым его доход». Побывав на землях Нарын-Самар, он сказал: «Эй, Нарын, твои стригунки как айгыры, а годовалые верблюжата как самцы верблюда. Но зима здесь долго идет, поэтому нужно беречь скот». Однако, сколько бы ни ездил, Асан так и не нашел земли обетованной с самой плодородной землей и пышным травостоем. Наконец, он принял смерть, добравшись до склонов гор Улытау.
Эта легенда отражает конкретную историческую ситуацию середины XV века, когда усилившиеся после распада Золотой Орды и Белой Орды междоусобицы вызвали массовую откочёвку казахских родов и племён из Восточного Дешт-и-Кыпчака в Западное Семиречье. Как советник султана Жанибека, Асан вошел в народное сознание как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель надежд простых людей на новую жизнь.
Несколько слов о мавзолее Асана ата, о котором говорилось выше. Это портально-купольное сооружение из красного кирпича, имеет форму квадрата с выступающим на четыре метра порталом. К слову, портал сегодня находится в полуразрушенном состоянии. Квадратное сооружение, называемое архитекторами «четверик» переходит в восьмиугольник при помощи угловых арочных парусов. Памятник выложен из квадратного керамического кирпича. На высоте трех метров стены украшены пояском из вертикально уложенных кирпичей. Отделка внутренних стен осуществлена при помощи глиносаманного раствора.
В рамках государственной программы «Культурное наследие» на реставрацию мавзолея Асана ата из республиканского бюджета было выделено более девяти миллионов тенге. Реставрационные работы выполнили специалисты предприятия «Кызылорда реставрация». По замыслу местных властей, здесь будет новый туристический комплекс, расположенный вдоль международной автомобильной трассы «Западная Европа – Западный Китай». Проезжающие по трассе могут остановиться на специально оборудованной стоянке, отдохнуть и посетить этот комплекс. Кроме того, сюда не прекращается поток туристов и паломников. Ежегодно его посещают тысячи человек.
Казыбек КАМАЛУЛЫ
Фото:kzvesti.kz