Kyzylorda-news.kz В Кызылорде в художественной галерее имени Салихитдина Айтбаева началась выездная выставка «Адамзаттың Абайы», посвященная 85-летию Кызылординского областного историко-краеведческого музея. Она организована фондом Государственного историко-культурного и литературно-мемориального музея-заповедника Абая «Жидебай-Борили».
На открытий участвовали абаевед Тохташ Жолдасова, председатель Кызылординского областного филиала Международного общества «Қазақ тілі» Садуакас Ансатов, старший преподаватель Кызылординского университета имени Коркыта Ата Алдажар Абилов, члены культурных центров и общественных организаций, СМИ, студенты вузов, местные ученые, учителя, историки.
Здесь представлены личные вещи Абая Кунанбайулы, переданные в 1885 году областному историко-краеведческому музею г. Семей, среди которых домбра «Тумар», сыбызгы, деревянный флакон, сборник стихотворений Абая, впервые изданный в 1909 году, письма потомков Абая, принявших участие в Великой Отечественной войне.
Выставка продлится до 13 апреля.
Абай Кунанбайулы – казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с европейской культурой на основе просвещенного ислама.
Он родился в семье правителя рода тобыкты Кунанбая Оскенбаева 10 августа 1845 года у подножия Шынгыстау в Семипалататинской области.
Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай), и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Его мать Улжан и бабушка Зере были одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя Ибрагим было заменено ласкательным Абай, что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.
Он с детства был очень любознательным ребенком. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы в Семее. Одновременно он учился в русской школе и к концу 5-летней учебы начал писать стихи.
С 13 лет Кунанбай стал приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги. Постепенно поэт испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отошел от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознал свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением «Лето» свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона.
Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников. Абай описывал в своих произведениях жизненные реалии и все, что он видел в окружающей его обстановке. Он видел прогрессивные пути изменения казахской жизни в открытии школ, в познании наук, в просвещении народа, в повышении его культуры. Ввёл в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»).
Абай был также композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала народной. Акын похоронен в селе Жидебай, у подножия Шынгыстау. В честь двух великих сыновей казахского народа, Абая и Шакарима, воздвигнут величественный комплекс – мавзолей, состоящий из двух минаретов, символизирующий любовь и уважение последующих поколений.
Скриншот видео областного управления культуры