Kyzylorda-news.kz С именем Нартая Бекежанова связано появление в Кызылординской области первого концертного коллектива. Уроженец Шиелийского района, в 30-х годах прошлого века Нартай стал признанным в степи певцом и композитором и завоевал сердца слушателей благодаря мастерскому исполнению песен прославленных казахских композиторов.
Красивый и статный парень с неизменной гармонью в руках был самым желанным гостем на праздниках и тоях. В Приаралье традиция исполнять песни и жыры под аккомпанемент гармони берет начало именно с Нартая, который перенял ее у своего наставника Тайжана, племянника прославленного народного певца Укили Ыбырая. Гармонь, созданная в далекой Германии и впервые прозвучавшая на знаменитой Кояндинской ярмарке в конце XIX века, уверенно и прочно вошла в жизнь и быт казахов и стала поистине народным инструментом.
Нартай, как и многие другие композиторы из народной среды, не владел нотной грамотой. Истоки его композиторского таланта – в необыкновенной музыкальной одаренности, в глубоком знании канонов народной песни. С юности увлеченный музыкой,
Нартай вместе с торговыми караванами не раз бывал в Узбекистане, Таджикистане и научился песням и танцам родственных народов. Прекрасно владея дутаром, наем, рубапом, он наизусть исполнял лучшие образцы классической восточной литературы – поэтические легенды о любви «Лейли и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Сейфульмалик», героические «Рустем-дастан», «Ескендир Зулкарнай», киссы «Бахрам», «Абушахма» и другие. Когда в 1926 году в Кызылорде, которая была тогда столицей республики, открылся первый профессиональный театр, со всей страны собрались самодеятельные артисты в надежде быть принятыми в его труппу. Был среди них и Нартай. Жесткий отбор прошел тогда только Курманбек Жандарбеков.
Звезда славы Нартая взошла на Первом всеказахстанском слете народных талантов в Алма-Ате в 1934 году. Со сцены Казахского государственного театра оперы и балета прозвучала песня Нартая «Толқын». Как писал академик Ахмет Жубанов, «размашистый характер, присущий песням Нартая, сочетается здесь с проникновенным лиризмом и особым гуманизмом».
Пение Нартая, сопровождаемое игрой на гармони, имело большой успех в Москве. Ему выпала честь выступать перед искушенным столичным зрителем на первой Декаде казахской литературы и искусства в 1936 году. В составе казахстанской делегации, возглавляемой наркомом образования и культуры Темирбеком Жургеновым, были признанные народные акыны Жамбыл, Кенен, Нартай, Нурпеис, Орынбай, Нурлыбек, Доскей. В 1939 году в рамках культурной программы Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства он выступил на концерте в Большом театре. В газете «Правда» вышла статья, где была дана высокая оценка двум народным акынам – Жамбылу Жабаеву и Нартаю Бекежанову. По приезде из столицы окрыленный успехом Нартай открывает в Шиели кружок художественной самодеятельности, сплотив вокруг себя талантливых музыкантов со всего района.
В 1938 году в качестве филиала Шымкентского областного драматического театра в Кызылорде открылась филармония, при которой было решено создать концертно-эстрадную бригаду. Для этой цели из Шиели в областной центр был приглашен
Нартай. В полной мере тогда проявились его блестящие организаторские способности, умение зажечь людей. За короткий срок он сумел собрать вокруг себя талантливых жырау, жырши, акынов, певцов и танцоров со всей области. Среди них были Алибек Байкенов, Кундебай Алдонгаров, Балкашбай Жусупов, Акмырза Туякбаев, Фатима Толегенова, Жалдыбай Елеукенов, Курак Досжанов, Рахия Туякбаева, Турсынкуль Баяханова, Айзахан Бижанова, Шамшат Толепова и многие другие. Небольшая группа музыкантов, объединенных общей идеей, очень скоро переросла в ансамбль, который в народе так и прозвали – «Ансамбль Нартая». Коллектив стал неизменным участником всех значимых культурных мероприятий не только в области, но и по всей республике. Он отличался богатым репертуаром, в котором были представлены самые разные жанры: традиционное народное песенно-импровизаторское искусство, песни советских и казахских композиторов, небольшие сценки и драматические пьесы и комедии. Популярность ансамбля перешагнула пределы республики. Ансамбль Нартая хорошо знали и всегда ждали с нетерпением в соседнем Узбекистане, Таджикистане, Каракалпакии. Их концерты полюбились жителям Ташкента, Бухары, Самарканда, Джалал-Абада и Оша.
Душой коллектива был Нартай. Человек тонкого и многогранного таланта, он был не только автором песен и исполнителем. По воспоминаниям его современников, Нартай был человеком скромным, не выставлял напоказ свой талант. Возможно, именно поэтому он не часто включал в репертуар артистов концертной бригады песни собственного сочинения. Во многом по этой причине далеко не все его песни сохранились, многое было позабыто, а некоторые дошли в разных вариациях. Ведь каждый, обладая собственным стилем и манерой исполнения, пел их на свой лад, вносил какие-то изменения.
Широкую деятельность развернул ансамбль с началом Великой Отечественной войны. Вся страна вместе с бойцами Красной Армии, сражавшимися на передовой, прошла мучительных четыре года, полных тягот и лишений. Война стала жестоким испытанием для всего народа. Победа ковалась не только на фронтах. Самоотверженным трудом приближали ее и труженики тыла – женщины, дети, старики. В это тяжелое для страны время поэты и композиторы, певцы и музыканты продолжали творить, воодушевляя бойцов своим творчеством на подвиги.
В 1943 году ансамбль Нартая только в небольших отделениях и артелях, не говоря о колхозах и совхозах, дал около двухсот концертов. В период посевных, уборочных кампаний бригада с концертами выезжала в районы области, нередко организуя выступления непосредственно на полевых станах. Созданные в эти годы песни Нартая «Алтын көкем», «Жеңіс жыры», «Бейбітшілік», «Бастау», «Ақайым, жалған» поднимали боевой дух и призывали к труду, укрепляли веру в победу. По некоторым источникам, им было создано около пятидесяти песен на военную тематику. Многие стали поистине народными и звучали повсюду.
Одна из известных песен Нартая – «Алтын көкем». Он написал ее в порыве боли и отчаяния от потери близких ему людей. Один за другим с перерывом всего в одну неделю из жизни ушли дядя Нартая Абсамат, его жена Азила и их маленькая дочь. Это была своеобразная песня-плач (жоқтау), которую спел Нартай при виде оставшейся в живых Маржан, пятилетней дочери погибшего дяди.
Война осиротила многие семьи. Созвучная настроениям людей того непростого времени песня очень быстро стала известной и любимой народом. Одной из лучших ее исполнительниц стала молодая и талантливая певица Айзахан Бижанова. Директор филармонии Аманов вызвал как-то к себе Нартая и попросил взять на работу в ансамбль двух девушек, отец которых воевал на фронте. Как показали результаты прослушивания, младшая обладала хорошими вокальными данными и ее взяли в ансамбль, а вторая была принята на работу в качестве уборщицы. Так в ансамбле появилась талантливая певица Айзахан. Песня «Алтын көкем» в ее исполнении звучала по-особенному трогательно и проникновенно. Айзахан родилась в 1926 году в колхозе имени Жамбыла Шиелийского района. Она успела закончить только шесть классов, когда началась Великая Отечественная война. Проучившись три месяца на курсах счетоводов в Сулутобе, девушка устроилась на работу в родном колхозе. Вместе с сестрой Халифой ее мобилизовали в трудовой лагерь, и они должны были отправиться работать на шахту в Караганду. Только заступничество Н.Бекежанова спасло девушек от разлуки с родным домом. Талантливая и красивая Айзахан стала одним из незаменимых членов коллектива, она не только мастерски исполняла песни, но и танцевала.
Ансамбль Нартая не прекратил своего существования и после Великой Отечественной войны. Значительно обновился репертуар творческого коллектива. Его лейтмотивом стал созидательный труд на благо общества, в центре произведений тех лет – человек труда. Получив новый импульс в своем развитии, ансамбль откликался на все важнейшие события в стране. Нартай создает новые песни и стихи, которые занимают прочное место в репертуаре ансамбля. Коллектив заслужил огромную популярность в Казахстане. В эти годы раскрылись незаурядные организаторские способности Нартая. Он занимался прослушиванием артистов, готовил программы концертов, разучивал с членами коллектива новые песни, занимался подбором репертуаров артистов, организацией концертов и даже выступал на них в качестве конферансье. И все у него всегда получалось удивительно хорошо. Много времени Нартай уделял чтению, изучал восточную литературу, любил поэзию Навои, Токтагула.
Говоря о его качествах талантливого организатора, нельзя забывать о Нартае - артисте и акыне. На концертах он выступал и как певец, исполняя лирические и патриотические песни, и как аккомпаниатор, подыгрывая певцам на гармони, а иногда и на домбре. И все же прежде всего Нартай был певцом. Обладатель широкого, сильного голоса, он исполнял свои песни на особый манер, тягуче, размашисто и широко. Его «Песня Нартая», «Толқын» были пронизаны лиризмом, человечностью и добротой. Чтобы руководить ансамблем, необходимо быть музыкально одаренным, надо быть, в первую очередь, артистом в самом высоком понятии этого слова. И Нартай был таким артистом, человеком огромного таланта и культуры.
Именно этой своей многогранностью выделялся он среди многих казахских акынов. Зимой 1943 года, в самый разгар войны, в Алма-Ате состоялся айтыс, на который наряду со знаменитыми мастерами поэтической импровизации Шашубаем, Кененом, Нурлыбеком был приглашен и Нартай. Он состязался с акыном Нурлыбеком. Многие заранее подготовили свои слова, записали текст поэтической речи. Шашубай, Нурлыбек и Нартай, отступая от заготовленного текста, «на ходу», экспромтом сочиняли свои ответы, показав тем самым пример вдохновенной импровизации.
Нартаю шел тогда шестой десяток, но голос его был по-прежнему силен, красив и изящен. Акыны пели о жизни и трудовых успехах советских людей в тылу, о победе над гитлеровскими захватчиками. На заключительном вечере айтыса Нартай выступил со своим ансамблем перед многочисленными акынами.
Н. Бекежанов был особенным исполнителем, его творчество дарило людям радость. Однажды он выступил в колхозе Жантактыколь. Вот как об этом событии вспоминал актер, режиссер, заслуженный артист Республики Казахстан Шайтурсын Абдибаев:
– К нам едет Нартай! Весть о предстоящем концерте мгновенно облетела весь аул. Сразу представил себе людей, идущих с песнями и кюями в нарядных костюмах. Но каково же было мое разочарование, когда увидел человек пять, приехавших на старой арбе со светлоголовым русским мальчиком, понукающим вола. Картина эта была под стать военному времени. Артистов пригласили в юрту и угостили чаем. Подкрепившись, они вышли на улицу. И стар, и млад собрались послушать артистов. Сцену им заменила старенькая кошма, постеленная на земле. Артисты пели свои песни, один за другим выходя на импровизированную сцену. Наконец вышел с черной гармонью в руках Нартай. Он пел по-особому размашисто, тягуче и широко. В припеве его голос, слившись со звуками гармони, стал единым целым. От его голоса веяло звуками родной и необозримо широкой степи. Казалось, что его пение не могло бы оставить равнодушным даже спящего в колыбели ребенка.
В то время Ш. Абдибаеву было около четырех лет, но он вместе со взрослыми до полуночи слушал пение артистов. Нартай тогда дал ему свое бата (благословение), которое стало для него напутствием в мир искусства и творчества.
Нартай обладал более широким кругозором, чем большинство народных акынов, творивших устно. В 1950 году был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры». Сборник Нартая явился значительным событием в казахской поэзии.
В 1942 году за заслуги в области литературы Нартай был принят в члены Союза писателей Казахстана. Он принимал участие в работе первого и второго съездов казахстанских писателей. Стихи и песни Нартая регулярно печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов. Его ансамбль выступал во многих городах и аулах Казахстана. Сам он не раз выступал в тридцатые-сороковые годы в Алма-Ате на слетах, олимпиадах, фестивалях.
Творческая деятельность Нартая была высоко оценена народом, партией и правительством. В 1939 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, был награжден медалями. К 25-летию Казахской республики был награжден орденом «Знак Почета».
Нартай умер в 1955 году в возрасте 65 лет. До последнего дыхания он служил своим искусством народу и оставил большое литературное и музыкальное наследие.
Фото: Википедиа