Kyzylorda-news.kz Кызылординскому казахскому областному музыкально-драматическому театру имени Нартая Бекежанова постановлением Правительства Республики Казахстан №800 от 24 октября 2019 года присвоен статус академического. 

Во все времена театру принадлежала исключительно важная роль в формировании нравственной и духовной культуры общества. Являясь в отличие от других жанров искусством «живым», театр, как писал прославленный испанский поэт Гарсиа Лорка, – это «школа слез и смеха, свободная трибуна, с которой люди могут обличать устаревшую или ложную мораль и объяснять на живых примерах вечные законы человеческого сердца и человеческого чувства».

История театра имени Н.Бекежанова берет начало с 1955 года, когда на основе самодеятельных театральных коллективов Каратальского и Енбекшиказахского районов Талдыкорганской области был создан Талдыкорганский областной драматический театр. Его первой постановкой стал спектакль «Ақан сері – Ақтоқты» по одноименной пьесе Габита Мусрепова, ставшего жемчужиной казахской драматургии. Шедевр национальной драматургии, трагедия «Ақан сері –Ақтоқты» не сходит со сцены отечественных театров и актуальна во все времена. Особое место он занимает в репертуаре кызылординского театра. В центре сюжета – любимец и баловень народа, наделенный талантом и красотой поэт Акан сери и его возлюбленная Актокты. В центре повествования – трагическая судьба поэта в дореволюционном Казахстана. Пьеса рассказывает о жизни Акана, озаренной светом искусства и наполненной высоким смыслом. За более чем шестидесятилетнюю историю режиссуры в театре трижды осуществляли ее постановку. В первой – роль Актокты сыграла народная артистка КазССР Шолпан Бакирова, воплотили на сцене образ возлюбленной Акана сери в последующих постановках – Жибек Багысова, Алия Арысбаева.

В Талдыкоргане под руководством главного режиссера Жакыпа Абильтаева было поставлено около десяти спектаклей, среди них «Абай» и «Қаракөз» Мухтара Ауэзова, «Қозы Көрпеш – Баян сұлу» Габита Мусрепова, «Қарақыпшақ Қобыланды» на основе народного фольклора и другие. В репертуаре театра появились спектакли по произведениям русских и европейских драматургов. Успех и признание публики получили «Ревизор» Гоголя, «Слуга двух господ» Гольдони, поставленные режиссером, заслуженным артистом КазССР Виктором Дьяковым. Наряду с удачной режиссурой, их успех был предопределен талантливой игрой актеров Турысжана Айнакулова (Труфальдино), Раисы Таши-баевой (Беатриче).

По решению Министерства культуры КазССР в 1960 году талдыкорганский театр переехал в Кызылорду. Появление своего профессионального театра стало радостным событием в культурной жизни Кызылорды. Свой занавес театр открыл спектаклем «Қозы Көрпеш – Баян сұлу».

С 1967 года театр носит имя талантливого сына земли Сыра, народного акына и композитора Нартая Бекежанова. В репертуарный план труппы на сезон 1967-1968 годов вошли спектакли «қарақыпшақ Кобыланды» М.Ауэзова, «Отелло» В.Шекспира, «Ночь лунного затмения» М.Карима, «Звезды нашего дома» С.Адамбекова, «Старик удивлен» К.Байсеитова и К.Шангитбаева.

В первые годы работы в Кызылорде в состав труппы вошли актеры Жакып Абильтаев, Баймолда Баймуканов, Каден Балгынбаев, Шолпан Бакирова, Абдигумар Канетов, Сагымбек Ракышев, Кыдырма и Кашифа Копбаевы, Айнатай Манасбаева, Шарип Марденов, Халык Саурыков, Раиса Ташибаева, а также молодые, подающие большие надежды артисты Жибек Багысова, Серик Шотиков, Рыстай Алдамжарова, Турысжан и Фатима Айнакуловы. Позже в труппу вошли выпускники Ташкентского ГИТИСа Пахраддин Куанышев, Избасхан Шакиров, Жорабек Шуленбаев, студии при театре имени М.Ауэзова Улбатай Баядилова, Айымторы Тайгаринова, Калмахан Бисембинов и другие.

В становление театра и рост профессионального мастерства труппы внесли свой вклад возглавлявшие коллектив в разные годы режиссеры Рубен Андриасян, Мен Дон Ук, Маман Байсеркенов, Жакып Абильтаев, Тулеш Тунгышбаев, Тастан Утебаев. Все они оставили заметный след в истории театра.

В новый этап своего развития театр вступил с приходом режиссера Рубена Андриасяна. Имя народного артиста Казахстана, лауреата Государственной премии РК стало знаковым в театральной жизни Казахстана. А тогда в далеком 1963 году молодой выпускник Ереванского художественного театрального института (класс народного артиста СССР Вартана Аджемяна) только начинал свой путь в профессиональное театральное искусство. Под его руководством коллектив работал над спектаклями по произведениям классиков мировой драматургии. Успешной стала постановка комедии «Трактирщица» в трех действиях Карло Гольдони. Историю о приключениях Мирандолины – привлекательной и умной молодой женщины, которая, унаследовав от своего отца гостиницу во Флоренции, управляет ею с помощью официанта Фабрицио, тепло воспринял кызылординский зритель. Характеры главных героев комедии, созданной венецианским драматургом еще в 1753 году, образно и ярко сыграли Жибек Багысова (Мирандолина), Калмахан Бисембинов (Рипафрата), Ораш Абдимомынов (Маркиз), Ибрахим Раманкулов (Фабрицио).

Наряду с зарубежной классикой, Р.Андриасян работал над постановками по произведениям отечественных драматургов. Большой удачей режиссера стал спектакль «Жамиля» по одноименной повести Чингиза Айтматова.

На должности режиссера Р.Андриасяна сменил Маман Байсеркенов. В период с 1964 по 1970 годы он поставил на кызылординской сцене спектакли «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Передышка» Александра Штейна, «Материнское поле» Чингиза Айтматова, «Майдан» Беимбета Майлина. Он стал одним из первых, кто внедрил в казахстанских театрах систему Станиславского, которой мы обязаны сегодняшним реализмом происходящего на сцене и в кино. Любовь и признание зрителя поучили спектакли «Попрошайка, которого бес попутал» Яна Соловича, «Ты – моя песня» С.Шаймерденова, «Солдат из Казахстана» Г.Мусрепова, «Гамлет» В.Шекспира и другие.

Особой удачей режиссера стал спектакль по пьесе «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского, которая в 30-е годы прошлого века имела огромный успех. Как писали тогда театральные критики, «это был новый тип пьесы и спектакля, насквозь агитационный. Но если это агитация, то агитация, поднятая на высоту подлинного искусства». Поставить на сцене спектакль такой политической значимости не решались ведущие театры республики. М.Байсеркенов взял на себя смелость заставить заговорить героев «Оптимистической трагедии» на казахском языке. Постановка имела оглушительный успех и была удостоена премии Ленинского комсомола КазССР. С того времени началось ее шествие по сценам казахстанских театров. Последней работой М.Байсеркенова на сцене театра имени Н.Бекежанова стала «Передышка» по пьесе А.Штейна.

Свой трудовой путь Хусейн Амир-Темир начал в стенах родного театра в 1967 году актером. Далее – учеба в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, высшие режиссерские курсы в Москве в ГИТИСе (мастерская Николая Горчакова). В 1974 году был назначен главным режиссером театра. Наряду с произведениями отечественных драматургов, им были поставлены лучшие произведения зарубежных и русских классиков: «Король Лир» В. Шекспира и «Три сестры» А. П. Чехова, «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Неоднократно становился лауреатом Всесоюзных фестивалей – за спектакль «Коварство и любовь» Шиллера и «Святая святых» Друцэ. Новелла «Ты победил меня, Сырым» завоевала второе место в открытом конкурсе Государственного комитета Совета министров Казахской ССР по телевидению и радиопрограммам в 1968 году. Работал в сфере журналистики, работал редактором на областном телеканале «Казахстан-Кызылорда». В 1989 году на студии «Казахфильм» по его сценарию был снят документальный фильм «Аламесектен көтерілген ауыл».

С 1992 года в течение десяти лет работал главным режиссером Алматинского областного театра им. Б. Римовой в Талдыкоргане, под его руководством театр трижды становился лауреатом республиканских фестивалей. Был отмечен в номинациях «Лучший режиссер», «За многолетний труд на сцене».

В 2003 году по приглашению руководства области Хусейн Амир-Темир вернулся в Кызылорду и возглавил театр имени Н.Бекежанова. Поставленные им спектакли завоевали призовые места на фестивалях искусства международного, республиканского уровня, представлял искусство земли Сыра за рубежом. В 2005 году театр принял участие в фестивале, посвященном 1000-летию Казани, в Татарстане с постановкой «Смутные времена» по пьесе Жусипбека Аймаутова и Беимбета Майлина, в 2012 году – в фестивале «Тысячи дыханий – один голос» в Турции со спектаклем «Төбекөз» по пьесе турецкого драматурга Тургая Нара. В 2015 году в рамках дней культуры Казахстана в Великобритании театр выступил в Лондоне с постановкой по пьесе Дулата Исабекова «Две встречи в старом доме». Театральная столица мира, родина великого Шекспира благосклонно приняла кызылординских актеров, спектакль получил положительные отзывы театральных критиков. В Азербайджане театр представил спектакль по пьесе азербайджанского драматурга Мирзы Фатали Ахундзаде «Не уедешь! Все, не уедешь…» об ученом-ботанике мусье Жордане и знаменитом колдуне, дервише Масталишахе. Со спектаклем «Ақбаян» театр выступил на международном фестивале «Фриндж» в городе Эдинбурге в Англии. Постановки театра всегда удостаиваются положительных отзывов критиков и высоких оценок зрителей.

По словам Хусейна  Амир-Темира,  театр – это искусство коллективное. Его успех зависит от слаженной работы всех. Как говорил К.Станиславский, «драматург, актер, режиссер, музыкант, декоратор, осветитель, гример, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив, творческий ансамбль. Коллектив в целом – автор спектакля». И потому главное в работе режиссера – суметь сплотить коллектив в единый ансамбль, чтобы каждый понимал свою значимость и свою роль в организации работы театра.

Большой школой для  него стала учеба в ГИТИСе. Обучаясь у мастера высокого класса, он получил возможность наблюдать за игрой известных российских актеров Татьяны Дорониной, отца и сына Лазаревых, Армена Джигарханяна, Натальи Гундаревой и других. Участвовал он в гастролях в Минске, Ленинграде, Риге. Все это дало ему очень многое в плане профессионального роста.

После окончания учебы Хусейну  Амир-Темиру  предложили должность главного режиссера родного театра. В 80-е годы вместе с директором театра Шайтурсыном Абдибаевым из-за творческих разногласий в коллективе ушел из театра. Работал несколько лет на телевидении, главным режиссером Талдыкорганского театра.

Когда в 2003 году руководство области пригласило его в Кызылорду, Хусейн  Амир-Темир  решил вернуться. После десятилетнего перерыва снова стал главным режиссером родного театра. 
 

Коллаж Kyzylorda-news.kz

Читайте также: