Kyzylorda-news.kz Как известно, по инициативе акима области Нурлыбека Налибаева нынешний год в регионе объявлен Годом духовности. Средневековый Сауран в прошлом был большим культурным, экономическим, политическим центром и одним из важнейших городов на Сырдарьинском ответвлении Великого Шелкового пути. Он расположен на стыке административных границ Кызылординской и Туркестанской областей.
Руины городища Саурана с остатками крепостной стены хорошо сохранились до наших дней. Они манят путников, проезжающих по автотрассе Туркестан-Кызылорда. Здесь останавливались караваны, следовавшие из Бухары или Самарканда на север и восток. В развитом и процветающем городе велась торговля, развивались ремесла.
Средневековые авторы упоминали Сауран еще в первой половине X века. В те времена его ставили в один ряд с Сыганаком, Харчуком и Яссы. Строительство стен древнего городища, остатки которых мы можем наблюдать сегодня, относят к XVII веку. Средневековый арабский географ Аль-Макдиси писал: «Савран – большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабат, соборная мечеть находится во внутреннем городе».
Первые исследования Саурана проводились в 1867 году российским востоковедом, археологом П.Лерхом. Затем в середине XX столетия здесь побывала экспедиция профессора А.Бернштама, а в 1967 году свои изыскания проводила группа археологов под руководством К.Акишева. Топография городища характеризуется наличием признаков, присущих крупным поселениям той эпохи: цитадель, шахристан, рабат.
Первоначальные упоминания о городе относят к X веку. Их автором был средневековый историк Истахри. Сведения есть и в анонимном географическом сочинении «Худуд-аль-Алам». О Сауране писал и географ Якут в «Словаре стран». Киликийско-армянский посол Гетум сообщает о средневековом поселении как о крупном торговом центре на Великом Шелковом пути. Сауран находится в 40 километрах от Туркестана, потому был связан с ним очень крепко. В средние века Туркестан был одним из центров распространения ислама во всем присырдарьинском регионе. Сказалось это и на городе-спутнике. Здесь было возведено одно из «чудес света» – медресе с качающимися минаретами. Об этом сообщал в своих мемуарах средневековый поэт Васифи, живший здесь в начале XVI века. «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства, – пишет автор. – У гульдаста тех минаретов прикреплены цепи, а под куполами каждого минарета пристроено бревно так, что если кто-либо с силой приводит его в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, а это одно из чудес света».
Казахстанские археологи исследовали остатки медресе и мечети, что находятся по соседству. Мечеть состояла из нескольких помещений, предназначение которых еще предстоит установить. Медресе и мечеть соединяет аккуратная неширокая дорожка, выложенная булыжником. Между этими культовыми сооружениями в средние века была массивная арка с воротами. А еще можно пройтись по средневековой вымощенной огромными плитами, мостовой, которая ведет от главных ворот к центру города. В Сауран можно было попасть через двое ворот. У главных, по предположениям археологов, был поднимающийся надо рвом мост.
Многочисленные черепки средневековой посуды говорят о том, что Сауран был крупнейшим центром керамического производства, расцвет которого приходится на XIII-XIV века. Причем, сауранскую керамику невозможно спутать с другой. Местные мастера при помощи сурьмы придавали посуде красивые желтые оттенки.
На этот период приходится наивысший расцвет города. Площадь поселения составляла более 40 гектаров. Здесь проживало 11 тысяч граждан. Базары Саурана привлекали торговцев и с Востока, и с Запада. По степному пути шли караваны из Китая в Крым и обратно. Время в пути – десять месяцев. Товар был разнообразным: от фарфора и фаянса до парчи, шафрана и риса. Сауран был крупнейшим перевалочным пунктом. Впрочем, купцов и путешественников привлекала не только оживленная торговля. Вот что в XVI веке писал средневековый персидский историк Фазлаллах Рузбихан: «… Необыкновенно приятный город. Построен в открытой степи. Чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья».
Сегодня трудно понять, как Сауран выживал, когда вокруг нет ни одной речушки. А ведь надо было не только поливать деревья, но и горожан обеспечивать водой. А еще наполнять огромный ров глубиной до трех и шириной до 15 метров. Так откуда же брали живительную влагу сауранцы? Ответ на этот вопрос найден. Здесь была создана великолепная система кяризного водоснабжения. Протяженность подземных водоводов, с помощью которых вода подавалась на поверхность, составляла несколько километров.
«Подобных им, – писал историк Васифи, – не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море». Строили ирригационные сооружения несколько сотен рабов-индусов. Меценатом же выступил местный магнат и духовный лидер Мир-Араб. Исток кяризов находился на расстоянии одного фарсаха (мера длины) от города. Здесь был вырыт огромный колодец, откуда воду поднимали с помощью чигиря – водоподъемного устройства, которое приводил в движение здоровый бык. Тут было устроено большое водохранилище. Вокруг Саурана находились многочисленные усадьбы, поместья, цветущие сады, виноградники, огороды, большие наделы бахчевых и зерновых культур.
Сегодня здесь выжженная степь, где практически ничего не напоминает о «райских кущах». Но восстановить былой облик городища помогают сохранившиеся письменные источники. Один из них принадлежит историку Хафизу Танышу, который поведал о том, что «благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой, продовольствием и оружием, город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев».
«Крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней», – писал один из средневековых авторов. При осаде города войсками Аддалла-Хана в самом конце XVI века «из Бухары были доставлены осадные камнеметные машины. С их помощью разрушались крепостные стены. А под город были сделаны подкопы, изо рва выпущена вода, но крепость оборонялась еще долго», – сообщал один из летописцев.
Сауран неоднократно подвергался нападениям, но, несмотря ни на что, выстоял. Жизнь здесь продолжалась до середины XVIII века, пока поселение не превратилось в «мелкое местечко около Туркестана».
Так что же стало причиной окончательного опустошения прекрасного и очень влиятельного города? Ведь в первой половине XIV века при джучидах Сауран был даже столицей Белой Орды! Именно здесь был похоронен известный правитель Сасы-Бука, умерший в 1320 году. Сын Эрзен продолжил дело отца. Отпрыск знаменитого предка строил мечети, медресе, ханаки.
В XV веке Шейбани-хан делает поселение своей военной базой для походов на Мавераннахр. После завоевания последнего Шейбани переводит свою резиденцию в Самарканд и увозит из Саурана лучших мастеров. Но роль столицы Сауран не теряет. В конце XV века здесь правит Иренчи-султан, сын хана Жанибека. В XVI веке городище по-прежнему под влиянием Казахского ханства. Спустя два века оно представляло собой жалкое зрелище: сотня домов и не более 600 самых стойких и преданных горожан.
Биографии городов часто схожи с людскими судьбами. Какие-то отличаются бурной жизнью, оставляют глубокий след в истории. Другие скромно проводят свой век и бесследно исчезают. Что касается Саурана, многие страницы его летописи надежно спрятаны под огромной толщей земли. Но уже есть многочисленные находки археологов, которые позволяют взглянуть на городище совершенно новым взглядом.
Сегодня точно известно, что это был город, граничащий с номадами, в котором «торговля приобретала характер ярмарки, где товары и предметы кочевников, дающие прибыль, являлись причиной увеличения благоденствия, довольства и пользы для оседлых людей». Географ и путешественник Ибн Хаукаль писал о том, что «в Сауран кочевники приезжали для торговли в мирное время». Но, несмотря на постоянные междоусобицы, борьбу правителей за власть, торговые связи между присырдарьинскими и мавераннахрскими городами не прекращались. Из письменных источников известно о многочисленных сделках и «прибытии бухарских купцов в Сауран».
В этом городе на монетном дворе чеканили медные динары. Причем сауранская валюта пользовалась в отрарском оазисе большим спросом, о чем свидетельствуют как единичные находки, так и целые клады. Это говорит о теснейших торгово-экономических связях всех городов региона. И является ярким подтверждением того, что Отрар, Туркестан, Сауран, Сыганак и другие поселения были не только крупными центрами ремесленного производства и развитого земледелия, но и интенсивного денежного обращения, которое способствовало бурному развитию торговли на Великом Шелковом пути. А ведь до последнего времени считалось, что позднесредневековая торговля в здешних местах проводилась лишь на основе натурального обмена.
Эмир Тимур использовал город-крепость Сауран для борьбы с ханами Золотой орды. А еще есть многочисленные сказания, которые передаются из поколения в поколение. Местные аксакалы рассказывают о «семерых сауранских святых». Они захоронены в окрестностях города. Это Каракан ата, Садуакас ата, Жалаулы ата, Шала баксы, Момын ата и еще двое святых, чьи имена не сохранились. Недалеко от юго-восточной сторожевой башни крепостной стены Саурана еще видны остатки древнего некрополя, надмогильные холмики, остатки небольших средневековых мавзолеев.
Максут ИБРАШЕВ
Фото:kzvesti.kz