Kyzylorda-news.kz  Середина 50-х годов прошлого века стала в Казахстане периодом обновления творческих сил, расцвета искусства живописи и скульптуры. В это время о себе заявил Сахи Романов – заслуженный деятель искусств, народный художник Казахстана.

Родился в 1926 году в Казалинском районе Кызылординской области. Он стал одним из тысяч сирот, которых раскидала по всем уголкам необъятной страны безжалостная машина сталинского режима. Сын репрессированных родителей, он скитался по детским домам Казахстана, России, Украины.
Бойкий и самостоятельный мальчишка настойчиво выбивался в люди. Подростком работал на заводе. Закончил ремесленное училище. Затем – фронт. Во время Великой Отечественной войны он прошел тяжелые испытания, познал счастье Победы. Сахи хотел учиться, мечтал стать художником. Писать картины он начал еще в Куйбышеве в годы войны. Затем Москва, учеба в первом киновузе страны – ВГИКе.

Свои работы он подписывал «Р.Сахи». Русскую фамилию Романов он получил в детдоме. Заканчивая художественный факультет главного киношного вуза страны – Всесоюзного института кинематографии, в качестве дипломной работы он представил иллюстрации к казахской народной сказке «Сорок небылиц» о маленьком и находчивом Тазша бала. В них быль тесно переплелась с вымыслом. Ему был близок сочный юмор народной сказки, а, может, он чувствовал себя сродни главному персонажу сказки – смышленному мальчугану, благодаря своей хитрости и находчивости выходившего невредимым из всех хитросплетений судьбы. И все же уже тогда определились главные черты творчества художника – открытость и эмоциональность. Вероятно, художник начал пробуждаться в нем еще в детстве, на родной земле на берегу Сырдарьи, когда он бродил по степи, слушая голоса природы. Его первое большое полотно «Вечер на джайляу» (1958 год) было связано с воспоминаниями о Родине. Девушка-чабан со своей отарой спускается к юртам, над которыми уже поднялся дымок костров. Черты народного быта ярко отразились в картинах художника «Ковровщицы», «На каникулах». Опираясь в работе на художественные традиции, переданные ему его наставниками – замечательными советскими художниками В.Ефановым, Ф.Богородским, Г.Шегалом, Ю.Пименовым, художник старался найти свой творческий почерк. По его собственному выражению, главное в его поисках – «услышать цветовой звук земли, передать в цвете ее запах». Искусство Сахи Романова взошло яркой звездой на горизонте казахской культуры в середине ХХ века. Плеяда молодых выпускников московских и ленинградских художественных вузов страны Советов, вернувшись домой в Казахстан, заявила о себе в полный голос. С их приходом начался небывалый подъем изобразительного, кинематографического, театрального, музыкального и литературного творчества. Среди них Сахи Романов с первых шагов творческой деятельности обладал своим неповторимым стилем.

После окончания учебы с дипломом художника-постановщика кино Сахи Романов с 1955 года начал работать на киностудии «Казахфильм». Параллельно он трудился над серией графических работ, посвященных казахскому эпосу. Позже он объединил их в книге «Алдар-Косе», где образы Жиренше, баев, бедняков, сказочных персонажей стали шедеврами национального фольклора. Лукавые, забавные, обаятельные, они сразу обрели самую благодарную аудиторию – детей. Следом – работа в театральных постановках, в книжной графике и, наконец, в живописи – станковой и монументальной.

На «Казахфильме» Сахи Романов создал вместе с режиссерами свои уникальные эскизы к фильмам «Алдар-Косе», «Крылья песни», «Следы уходят за горизонт», «Дорога в тысячу верст», «Кулагер», «У подножья Найзатас» и другим. В 1969 году во время работы над последним фильмом своего друга и единомышленника Шакена Айманова художник написал его портрет. И хотя сделал он это за один сеанс, поиск образа был долгим. На фоне величественного озера Торайгыр крупным планом лицо Шакена – изрезанное морщинами, испещренное следами раздумий, жизненных радостей и невзгод. Он как бы слился воедино с родной природой. Об этой своей работе позже Сахи Романов сказал: «Прекрасная казахская земля – и его талантливый сын! Сын, которым может гордиться народ. Мне хотелось, чтобы он таким предстал перед теми, кто его знал». Наверное, эти его слова с полной уверенностью можно отнести к нему самому.

Бескрайние просторы присырдарьинских степей, напоенные жгучими лучами солнца, неброская и неяркая природа края, не могли не повлиять на мысли и сознание каждого, кто здесь родился. Ощущение взаимосвязи Человека и Земли, суровый климат и трепетное отношение к природе способствовали пробуждению таланта и появлению целой плеяды мастеров живописи.

 

Коллаж: kyzylorda-news.kz

Читайте также: