Kyzylorda-news.kz   Как известно, по инициативе акима области Нурлыбека Налибаева нынешний год в регионе объявлен Годом духовности. Ежегодно специалисты музея, местные ученые, краеведы, потомки легендарных личностей, представители СМИ посещают сакральные места, связанные с именами наших прославленных земляков.

КОРНИ ГЛУБОКОЙ ИСТОРИИ

Мавзолей Кожан кожа расположен в Сырдарьинском районе. Он находится в десяти километрах к северу от аула Айдарлы. Это историко-культурный памятник республиканского значения, построен каракалпаками и представляет собой однокамерное портально-купольное сооружение из жженого кирпича без фундамента. Мавзолей расположен на большом некрополе, состоящем из мемориальных памятников, надгробий, ограждений, мазаров, и является здесь самым большим сооружением. Дата строительства – конец XVIII века. Как отмечено на погребальной плите, здесь захоронены дети Мади кожи – Кожан кожа, Кылыш, Пирзада, а также расположены могилы сына Кожан кожи – Болата и Сеит батыра.

Здесь в расположенном неподалеку от могилы Кожан кожи мавзолее Суинбиби анна была захоронена мать Кенесары хана.

По дошедшим до нас устным преданиям, здесь нашла свое последнее пристанище мать Кенесары хана. В одной из своих поездок по этому краю она заболела, а позднее здесь умерла. Ее похоронили рядом с Кожан кожой. В этой местности также находится озеро Касыма и одноименный полуостров. Все эти объекты требуют тщательного исследования ученых.

Согласно генеалогическому древу из семейного архива Азимхана Кенесарина – внука Кенесары хана, от старшей жены Кенесары Касымова Кунимжан родились три сына Жапар, Тайшык, Ахмет. От второй жены Жаныл – пять сыновей – Кумар (по некоторым данным Омар), Абубакир, Кусман (Осман), Сыдык, Жакшы (Жегей). Старший сын Жапар в период борьбы с Российской империей попал в плен, откуда спустя долгие годы бежал вместе с батыром Бекетом. Он умер вскоре после возвращения в родные края. Тайшык и Ахмет были вынуждены работать на царское правительство. В одном из сражений с кокандцами после тяжелого ранения погибает Тайшык. 

Есть еще один потомок известного казахского хана – Халифа Амиркызы, которая проживала в Кызылорде. Ее генеалогическое древо корнями уходит к Елекей султану, который взял в жены дочь Кенесары хана – Мамилю.

Краевед из аула Бесарык Жумабай Байзакулы многое рассказал о Кожан коже.

– Исследования, посвященная славным подвигам последнего казахского хана Кенесары Касымова и его периоду жизни в низовьях Сыра, дает возможность как можно лучше узнать о взаимосвязи между потомками Кожан кожи и Торе, – подчеркнул краевед. – У мавзолея глубокая история. Кожан кожа – потомок Мадикожи – последнего после Ходжи Ахмеда Яссави просветителя-религиоведа.

 У Кожан кожи было девять детей. Его второй ребенок Заман был глубоко образованным религиозным человеком, известным поэтом, жырау, справедливым би. По специальному приглашению хана он создал кочевую орду Абылай хана. Последний, который к тому времени наряду с высокой образованностью увидел в поэте и многие другие его хорошие качества, сделал его наставником Касыма султана. То есть Касым торе является его непосредственным учеником.

В ходе национально-освободительного восстания Кенесары хан в одной из поездок по низовьям Сырдарьи был поражен мужеством правнука Кожан кожи – Нарбая батыра. Названные в честь великого предводителя озеро и полуостров – это дань уважения его заслугам. По мнению Ж.Байзакулы, для потомков было бы весьма своевременным и значимым, если бы эти святые памятники были отреставрированы, и стали бы в регионе туристическими объектами. 

ВЕРНЫЙ СОРАТНИК ХАНА КЕНЕСАРЫ

В Жалагашском районном историко-краеведческом музее хранятся данные и история жизни Бухарбая батыра. Здесь хранится его печать, которую в дар музею в рамках 200-летия батыра подарили потомки. 

Талант прославленного полководца проявился во время национально-освободительного движения под предводительством Кенесары хана. Бухарбай Естекбайулы родился в 1812 году в Жалагашском районе в местечке Коктонды (ныне это аул его имени). Уже подростком он отличался недюжинной силой, был искусным наездником. В конных состязаниях, байге он неизменно выходил победителем. Известный в сырдарьинских краях батыр Байкадам, заметив способности подростка, его смелость и отвагу, принял его в свое войско. Слава Бухарбая как отважного батыра взошла в боях с кокандскими беками. Кокандцы часто совершали набеги на малочисленные кочевые аулы, уводили пленных и скот. Казахские батыры не раз собирали войско и оказывали им яростное сопротивление. Одним из оборонительных строений кокандских беков в низовьях Сырдарьи была крепость Кумискорган на границе нынешнего Сырдарьинского района. По свидетельству историков, устав от бесчинств кокандских правителей, под предводительством Мысык бия батыры Байкадам и Кабанбай предположительно в 1830 году совершили набег на крепость Кумискорган. Был с ними и 18-летний Бухарбай. Окружив сооружение, они вызывали на поединок брата бека Жубанияза. В жестокой схватке Бухарбай побеждает противника, сразив его копьем. Ворвавшиеся в крепость казахские сарбазы одерживают победу над кокандцами, часть из которых спасается бегством.

Летом 1837 года казахские батыры начинают собираться под знаменами Кенесары хана. Бухарбай становится верным соратником Кенесары и поддерживает его дипломатические усилия по привлечению к восстанию присырдарьинских родов, возглавляемых Жанкожой батыром. В августе 1838 года он прославился своим героизмом при взятии крепости Акмола.

 В 1841 году Кенесары с войском численностью в 4000 человек направляется в Ташкент. Соединившись с батыром Жанкожой Нурмухамедулы, он начал освобождение казахских родов, находящихся под властью Коканда. Были взяты кокандские крепости Акмешит, Жолек, Сайран. Бухарбай батыр отличился при штурме крепости Созак. В течение двенадцати дней длилась ее осада. Эта победа имела особое значение, так как именно после падения крепости Созак кокандский хан был вынужден предложить Кенесары заключить союз, но султан отказался. За отвагу и героизм Бухарбай батыр был удостоен награды. На протяжении десяти лет вплоть до трагической гибели Кенесары в апреле 1847 года Бухарбай батыр оставался в числе его верных сподвижников. В одном из боев с кокандцами Бухарбай получил тяжелое ранение и вернулся к мирной жизни.

Он прожил долгую жизнь и умер в возрасте 86 лет. Бухарбай батыр похоронен в двадцати километрах от аула Каракеткен Жалагашского района. На месте его захоронения в 1993 году благодарные потомки возвели мавзолей. 

ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК ЖУЗОВ

В Кармакшинском районе находятся мавзолеи проповедника ислама, ученого-богослова и просветителя Марала ишана и его сына Калкая ишана. Здесь есть небольшой музей духовного покровителя, где представлены копии редких архивных документов, письма, фото личных вещей Марала ишана.

Марал ишан родился в 1780 году. Его отец Курман Кенжебайулы был батыром и врачевателем Абылай хана. Мальчику было девять лет, когда погиб его отец, и ему пришлось сполна испить горькую чашу сиротства. Вместе с матерью в поисках лучшей жизни Марал оказался в окрестностях крепости Акмешит. Он мечтал учиться, но из-за нужды пришлось наняться подпаском к Куланбай ишану. Человек богатый и с открытой душой, он сумел распознать в подростке незаурядные способности.

В конце XIX – начале XX века в духовной жизни народов Центральной Азии, в том числе казахов Туркестанского края большую роль играли ишаны как проводники мусульманской религии, просвещения, народных традиций врачевания. В истории национально-освободительного движения есть интересные сюжеты, до сих пор не привлекавшие внимания исследователей. К их числу относится движение Марала ишана — одна из первых организованных попыток антиколониального сопротивления казахов, основанных на идеях исламского единства и религиозных ценностях. Но это было движением не столько религиозно-мистическим, сколько носило ярко выраженную национально-освободительную окраску. Марал ишан имел большой авторитет среди населения. Уже при жизни его почитали как святого и целителя. Духовный соратник Кенесары хана, он был прогрессивным общественным деятелем, призывал сородичей к прекращению межродовых усобиц, переходу к оседлому образу жизни, овладению грамотой и ремеслами. Он проповедовал среди казахов, в первую очередь, своих сородичей, суфизм, за что был удостоен звания ишана – суфийского шейха. Это самый высокий статус в духовенстве, который дает право вести самостоятельную религиозную жизнь, собирать последователей. Отметим, что помимо религиозного просвещения, морального утешения, ишаны, зная секреты народной медицины, оказывали людям и врачебную помощь.

В свое время в честь Марала ишана сложили жыры известные акыны прошлого Балкы Базар, Омар Шораяк, Турмагамбет. Марал ишан был признан героем, покровителем и духовным наставником трех жузов. При Кенесары хане он был главным муфтием.

По завещанию его похоронили на Кармакшинской земле. Неподалеку от мавзолея похоронены его старший сын Калкай ишан, внуки Оспан ишан, Тобагабыл ишан, Каус ишан и Амит ишан. Все они были проповедниками ислама и оставили после себя научные труды, сыгравшие важную роль в приобщении местного населения к гуманистическим традициям одной из мировых религий.

Мавзолей Марала ишана – памятник истории и культуры местного значения, относящийся к XIX веку. Он по праву заслуживает республиканского статуса. Мавзолей Марала ишана также является маленькой копией мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави. Рядом с мемориальным комплексом расположен дом для приезжих, где есть комнаты для молитв и ночлега.

ИМЯ БАТЫРА НЕЗАБВЕННО

В поселке Айтеке би Казалинского района находится мазволей Жанкожи Нурмухамедулы.  Памятник построен в 1992 году. В его возведении приняли участие простые жители не только нашей области, но и Каракалпакии и Узбекистана. Здесь хранится земля, привезенная из места захоронения нашего легендарного земляка – мазара Жанкожи батыра, который находится в 125 километрах от аула Каукей на границе с Узбекистаном.

Жанкожа Нурмухамедулы родился в 1774 году на территории, где сегодня расположен аульный округ Арыкбалык Казалинского района. Ставший при жизни легендой, он отдал 70 лет борьбе с врагами. Национально-освободительное движение под предводительством Жанкожи в Кызылординской области стало одним из крупнейших в истории и сыграло немаловажную роль в становлении независимого Казахстана. Осенью 1830 года Кенесары хан во главе полуторатысячного отряда и Жанкожа со своей сотней начали военные действия против кокандцев. Кроме того, Ж.Нурмухамедулы возглавлял восстание сырдарьинских казахов против гнета Хивинского и Кокандского ханств и колониальной политики России в 1856-1857 годах. До последнего дыхания Жанкожа батыр не изменял своим принципам и выбранному пути – защищал родную землю, всегда был за справедливость, охранял покой народа, искоренял воровство, боролся против насилия и бесчинства баев.

 

Ботагоз АЖАРБАЕВА
Фото kzvesti.kz

Читайте также: