Kyzylorda-news.kz В начале 1818 года кокандский хан Омар построил на левом берегу Сырдарьи крепость Акмешит. Расположенная на пересечении караванных путей из Ташкента, Бухары и Хивы через Атбасар в Западную Сибирь, через Тургай – в Троицк и Оренбург, она имела важное стратегическое значение. Именно с нее и начинается отсчет истории Кызылорды.

Три колодца, две мечети и около 50 домов, обнесенных крепостными стенами высотой около 11 метров… Так выглядела крепость Акмешит в местности под названием Бегалы кога. Вокруг был вырыт ров, наполненный водой. Крепость была окружена со всех сторон камышовыми и кустарниковыми зарослями, во время половодья заливавшимися водами Сырдарьи. Эти природные преграды были надежной защитой крепости.

Жившие в крепости кокандцы часто совершали набеги на малочисленные казахские аулы – угоняли скот, забирали в плен людей. Кокандцы установили налог для местного населения: с каждой семьи – шесть баранов, 24 мешка угля и четыре телеги саксаула в год, что было непосильным бременем, особенно для бедняков.

В 1853 году крепость Акмешит была взята русскими войсками во главе с генералом Василием Перовским. Весной 1854 года на берегу Сырдарьи он начал строительство форта, прилегающая к нему территория в более чем 80 тысяч квадратных километров получила название Перовский уезд, где, в основном, жили казахи – 179800 человек. Перовский уезд расположился к востоку от Казалинского уезда. Крепость Акмешит, переименованная в 1862 году в форт Перовск, стала важным в Центральной Азии стратегическим пунктом для Российской империи.

В жизни края начался новый этап. В 1867 году на территории казахских степей было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, которое состояло из 23 болысов (волостей), в которые входили 186 аулов.

Примечательно, что архитектура Перовска была схожа с Оренбургом. При строительстве использовали одни и те же стройматериалы.

К самым ранним строениям в городе относятся русский православный храм Свято-Казанской иконы Божией Матери, мусульманская мечеть Айтбая и солдатская казарма, которые расположены сравнительно недалеко друг от друга.

История основания православной церкви в Перовске восходит к 1855 году. Как свидетельствуют архивные документы, первая церковь, освященная 15 октября 1855 года, представляла собой походный шатер, где проводились церковные литургии. Позже в 1863 году построили церковь из саманного кирпича с крышей, крытой кошмой. Она простояла недолго – из-за разливов Сырдарьи строение, которое не имело фундамента, пришло в негодность. В том же году было построено новое здание церкви, также сложенное из сырцового кирпича, но уже на фундаменте из жженого кирпича и крытое железом.

Город быстро разрастался, росло число военных – солдат и офицеров, а также их семей, исповедовавших православную веру, и старое здание церкви не могло вместить всех прихожан.

Строительство нынешнего здания церкви началось в 1890 году и продолжалось более пяти лет. Постройкой храма по проекту местного архитектора Есакова руководил инженер Калинин. Для строительства объекта использовали жжёный кирпич жёлтого цвета, изготовленный в Казалинске. Здание старой церкви было снесено и на месте бывшего алтаря построили часовню, которая до нашего времени не сохранилась. Освящение нового храма состоялось 6 декабря 1896 года. Церковь, рассчитанная на 250-300 прихожан, обошлась в 35 тысяч рублей, из которых 5 тысяч были собраны прихожанами, остальная сумма была выделена из царской казны. Высота здания – 18 метров, в передней части расположена колокольня, в которой было девять колоколов, самый большой весил 136 пудов (2227 килограммов). При церкви есть участок, где раньше были виноградники и огород, сейчас он засажен деревьями.

Храм Свято-Казанской иконы Божией Матери – уникальный памятник архитектуры и не имеет аналогов в Казахстане, подобные церкви есть в Ташкенте и Астрахани. Он построен в византийском стиле и напоминает по форме крест. Еще одна особенность храма – полы здесь выложены чугунными плитками. Такими плитками выложен пол в московском Кремле. Это было рациональным решением, поскольку прихожане были, в основном, людьми военными и носили подкованные сапоги – деревянный пол прослужил бы недолго.

Рядом с церковью были бараки, в которых жили военные с семьями. Еще одним ключевым зданием Перовска была солдатская казарма, построенная в 1896 году по заказу Оренбургского военного генерал-губернаторства. Сейчас здесь располагается художественная галерея.

В 1875 году по инициативе купца из Бухары Айтбая Балтабайулы в Перовске начали возводить мечеть. Большую часть денег на ее строительство внес Айт­бай, остальную собрали жители города. К возведению объекта привлекли мастеров из Аулие-Аты (Тараз) – Исхана и Камала. Мечеть открыли в 1878 году, в здании расположилась медресе. Высота мечети вместе с минаретом – 14 метров. Фасады декорированы фигурной кирпичной кладкой. Строительство мечети, вмещавшей более 500 верующих, обошлось в 40000 рублей.

Мечеть Айтбая – один из уникальных памятников архитектуры присыр­дарьинских городов. Одна из особенностей – колодец внутри мечети, который находится в левом крыле напротив входа. Кстати, там до сих пор есть вода. Благодаря этому даже в самые знойные летние дни в помещении прохладно.

Упоминание о возведении мечети Айтбая есть в церковных книгах. Отец Филимон, первый священник храма Казанской иконы Божией Матери, был свидетелем строительства обоих религиозных строений в городе. Он писал в церковной книге, что мусульмане с почина Балтабая строили мечеть споро, а храм возводился медленно. На тот момент церковные книги были единственными документами, отражавшими историю города, основные события в жизни людей – в них велись записи о рождении, смерти, бракосочетании. Они велись со дня основания храма. Ныне эти книги, свидетели тех лет, хранятся в историко-краеведческом музее Кызылорды.

С приходом Советской власти и православный храм, и мусульманская мечеть не избежали участи многих религиозных сооружений – большая их часть была превращена в конюшни, общежития, склады или просто разграблена и разрушена.

В 50-е годы здание мечети Айтбая использовалось как кинотеатр, позже там располагалась школа-интернат, в 1970-1971 годы – швейный цех, затем было передано под филиал областного историко-краеведческого музея. В конце 80-х годов прошлого столетия перед тем, как вернуть его верующим, без согласования с государственным учреждением по охране памятников истории и культуры в здании мечети была проведена реставрация. Нетронутой осталась только фасадная часть старинного здания, а остальное было переделано так, как удобно служителям мечети. К сожалению, в результате была утрачена историческая ценность памятника культуры.

Не минула печальная судьба и храм Свято-Казанской иконы Божией Матери. В середине 1930-х церковь была упразднена. В здании разместили общежитие для спецпереселенцев – депортированных с Дальнего Востока корейцев, затем здесь располагалась обсерватория, позже – областной краеведческий музей. Свой статус храму вернули только в мае 1989 года – Кызылординский горисполком передал здание в ведение русской православной церкви.

В настоящее время оба здания внесены в список памятников республиканского значения и находятся под охраной государства. Город на Сырдарье, овеянный легендами, обладающий притягательной силой, выходит на новый виток истории. А что будет записано на ее страницах – зависит от ее жителей.

 

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Фото kzvesti.kz

Читайте также: