Kyzylorda-news.kz  Выступая на третьем заседании Национального курултая в Атырау Президент страны Касым-Жомарт Токаев обратил внимание общества на недопустимость уничтожения уникальных исторических объектов, в том числе петроглифов, которые можно назвать живописной панорамой жизни наших далеких предков. «Казахстан не случайно называют страной петроглифов. Хребет Ешкиольмес – одно из самых крупных скоплений петроглифов в Евразии. Немало древних рисунков сохранилось и в урочищах Арпаозен, Кулжабасы, Сауыскандык. Эти памятники наскальной живописи представляют собой тысячелетнюю летопись степной цивилизации», – напомнил Касым-Жомарт Токаев. Глава государства отметил, что в последние годы некоторые петроглифы разрушаются под предлогом нужд строительной отрасли. Президент считает, что нужно «защитить от уничтожения наши уникальные исторические объекты».

Не раз поднималась тема сохранения и защиты наскальных рисунков в ущелье Сауыскандык. Уникальный памятник древности, который мог бы стать гордостью края и привлечь к нему внимание туристов, разрушается и может исчезнуть совсем. К этой проблеме пытаются привлечь внимание общественности археологи, историки и журналисты.

Что имеем, не храним?

Петроглифы Сауыскандык сосредоточены на отлогих склонах Каратауских гор в Шиелийском районе в 50 километрах от аула Енбекши. С освоением месторождений ванадия эти места, ранее безлюдные, стали активно застраиваться. ТОО «Балауса» построило здесь завод, следом появились вахтовый городок, баня. Как сказали в государственном коммунальном учреждении по охране памятников истории и культуры Кызылординской области, петроглифы Сауыскандык внесены в республиканский список памятников истории и культуры и находятся под охраной государства. Определена охранная зона объекта, в четырех местах по периметру установлены предупреждающие таблички.

Свои опасения по поводу сохранности петроглифов Сауыскандык высказывал депутат Мажилиса Парламента РК Мурат Абенов. Уроженец этих мест не раз посещал уникальный памятник истории во время своих приездов в родные края и выразил свои опасения по поводу их разрушения, отметив, что необходимо принять срочные меры, чтобы не потерять их безвозвратно.

На протяжении ряда лет исследованием петроглифов Южного Казахстана вплотную занимается старший научный сотрудник исследовательского центра археологии при Международном казахско-турецком университете имени Яссауи Сагымбай Мургабаев.

Как сообщил С.Мургабаев, петроглифы занимают территорию в 133,22 гектара, охранная зона определена в 219,1 га, площадь охраняемой природно-ландшафтной зоны – в 326,48 га. В целом, общая площадь охранной зоны составила 678,8 га. Но вышло так, что в охранную зону вошла проблемная территория площадью в один гектар, принадлежащая ТОО «Балауса». Кроме того, через охранную зону проходит линия электропередач, снабжающая электричеством вахтовый городок. Также через центр охранной зоны между заводом и вахтовым городком пролегает грунтовая дорога, по которой ездит тяжелый грузовой транспорт. Вибрация от его движения тоже негативно влияет на поверхность скал. Не менее вредны выхлопные газы, дым от сгорания угля, которым отапливают баню – во время осадков они образуют так называемые кислотные дожди, которые также оказывают разрушительное воздействие на скалы.

Ученый также говорит, что горные скалы с петроглифами вплотную примыкают к бане для горняков. Там скапливается мусор, который засоряет местность. Но самый большой вред наносят взрывные работы, которые все время ведутся на месторождении.

– Каратауский горный хребет относится к слоистым сланцевым породам, подверженным разрушениям. На горных скалах появляются трещины и расколы из-за взрывов в карьерах, – сказал С.Мургабаев.

Он вспомнил, что лет семь-восемь назад ученые-археологи встречались с руководством ванадиевого завода и договорились о переносе взрывных работ дальше к северу. Хотя, по всему видать, обещание это не было выполнено.

Нужен компромисс

Нередко свою лепту в уничтожение петроглифов вносят сами жители. Раньше эти места были безлюдными, так как находились в стороне от железнодорожных и автомобильных магистралей. Теперь со строительством дорожной инфрастуруктуры здесь стало больше проезжих, наведываются любители отдыха на природе. Места здесь действительно чудесные: зеленые склоны гор, водопад Куркуреу действительно создают живописный пейзаж. Нет ничего предосудительного в том, что люди любят активный отдых, но беда в том, что отдыхающие поверх древних изображений на скалах выбивают или выцарапывают названия родов или свои имена, нанося непоправимый урон петроглифам. Меньше, чем вандализмом, назвать это нельзя.

К слову, петроглифы Сауыскандык – не единственные на территории Казахстана. Наскальные рисунки есть в Туркестанской области в урочищах Боралдай и Арпаузен (кстати, тоже в горах Каратау), на хребте Ешкиольмес в Джунгарском Алатау, в горном массиве Хантау в Прибалхашье. Петроглифы более позднего периода найдены в ущелье Карасай в Жамбылской области, в гроте Ак бауыр в Восточном Казахстане, есть Олентинские надписи вблизи Экибастуза. Самым известным образцом наскального искусства являются петроглифы урочища Тамгалы в окрестностях Алматы в Чу-Илийских горах. Прозванные археологами настоящей древней художественной галереей, они внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Между тем, ученый-археолог С.Мургабаев считает, что петроглифы урочища Сауыскандык представляют не меньший интерес. Многие из них еще не до конца исследованы и ждут своего часа.

– Наскальные изображения ущелья Сауыскандык – самые древние из найденных на территории Казахстана. Они появились лет на пятьсот раньше петроглифов урочища Тамгалы. Как показали археологические раскопки, именно в горах Каратау появились первые места агломерации первобытного человека. Найденные здесь стоянки древних людей относятся к каменному веку, к периоду нижнего палеолита. А сюжеты изображений, выбитых на горных скалах протяженностью в пять километров, богаче и больше по количеству тех, что в Тамгалы. Это своего рода панорама жизни наших предков, которая дает представление о разных периодах истории, создавая картину бытия населявших эти места народностей и племен, начиная с эпохи бронзы и заканчивая периодом Казахского ханства. Уникальны они еще и тем, что очень содержательны по тематике и обладают большой информативной ценностью, – уверяет С.Мургабаев.

Отроги гор Каратау издревле были настоящим оазисом в пустыне. Здесь проходили важнейшие караванные пути древности, соединявшие Бактрию и Маргиану, Северный Иран, Западный и Центральный Казахстан, Урал. Возникавшие здесь города становились крупными торговыми узлами, выполняя роль караван-сараев для многочисленных путешественников, купцов и прочего люда.

Общая протяженность территории, на которой можно увидеть петроглифы, составляет порядка семи километров и занимает площадь в более чем 600 гектаров. Оставленные на камнях около 2000 изображений, ученые разделили условно на девять групп в зависимости от временных периодов. О том, что они относятся к разным временным пластам, говорит и техника исполнения рисунков. Некоторые выполнены техникой пикетирования – рисунки выбиты за счет нанесенных на поверхность скалы углублений (точек) различного размера и глубины, что, скорее всего, указывает на инструмент, которым пользовались при нанесении изображения. Есть рисунки, выполненные выцарапыванием – по всей вероятности при этом использовался рабочий инструмент из металла. Есть рисунки с эффектом выпуклости. Некоторые изображения имеют большие размеры – от двух до четырех метров, что является большой редкостью не только для казахстанского, но и для всего центральноазиатского наскального творчества.

Сквозь века

Сюжеты петроглифов Сауыскандык связаны с религиозными ритуалами, мифологическими сюжетами, которые помогают датировать петроглифы независимо от результатов археологических раскопок. Например, боевые колесницы появились в начале II тысячелетия и существовали примерно до IV века до нашей эры во времена царя Дария и Александра Македонского. Антропоморфные и зооморфные фигуры – изображения быков, косуль, лошадей, зверей, птиц – ученые датируют поздними периодами эпохи камня (неолит-энеолит). Часть рисунков выполнена с использованием стиля «битреугольник», характерного для некоторых стран Центральной Азии. В связи с чем ученые предполагают, что они относятся к периоду бронзового века и датируют второй половиной II тысячелетия до нашей эры. Ученые считают, что рисунки относятся к разным периодам, начиная с бронзового века, до эпохи кангюев, уйсуней, сарматов.

В числе конкретных шагов для спасения памятника археолог предлагает предпринять следующие действия: перекрыть грунтовые дороги для автотранспорта, пролегающие посередине комплекса, жилые дома и хозпостройки местных чабанов перенести за пределы ландшафтной зоны, вести мониторинг влияния взрывов на памятник, контролировать мощность тротилового эквивалента взрывов на карьере ванадиевого завода. Ученый также предлагает огородить территорию, чтобы защитить от нежелательных визитеров, выпаса скота. Кстати, такие ограждения сделаны для защиты ущелья Тамгалы. Это можно сделать, ведь ограждать придется только с одной стороны.

Памятник культурного наследия народа дошел до нас через четыре тысячелетия, пережив природные катаклизмы и став свидетелем смены многих эпох и правлений. И мы, живущие ныне, должны сохранить его для будущих поколений. В этом сходятся мнения и ученых, и общественных деятелей, и местных властей.

 

Фото:old.kzvesti.kz

Читайте также: