Kyzylorda-news.kz  Мемориальный музей искусств Нартая Бекежанова в аульном округе Кердели – одна из главных достопримечательностей Шиелийского района.

– В нашем мемориальном музее искусств можно проследить всю жизнь Нартая, – говорит научный сотрудник Ментай Калтайкызы. – Начиная с малых лет и до той поры, как он стал поистине народным акыном-сказителем, певцом и учителем. Его произведения навечно вошли в число лучших образцов поэтического и песенного творчества.

В первом зале можно ознакомиться с семейными фотографиями Н. Бекежанова и макетом «Строители Шиелийского канала». Во втором посетители могут увидеть материалы и экспонаты, посвященные декаде мастеров искусств Казахстана в Москве, которая прошла в 1949 году, а также древние национальные музыкальные инструменты. Третий и четвертый залы посвящены жизни и творчеству последователей и учеников Н.Бекежанова. Здесь также представлены музыкальные инструменты, вещи, которыми акын пользовался в быту.

Вот, например, один из экспонатов «Қызыл сырнай» (красная гармонь) Нартая ата. Конечно, у него было много гармоней, но эту знаменитый певец любил особенно. Она изготовлена в Казани, до 1998 года находилась в одном из музеев Алматы. Но благодаря стараниям композитора, певца, термеши, заслуженного работника культуры Казахстана Мухамеджана Рустемова, который исследовал творчество акына и композитора, она была передана мемориальному музею искусств Н.Бекежанова.

В зале этнокультуры посетители сразу обращают внимание на экспонат «Тас диірмен» – ручные каменные жернова мельницы. Они были найдены на территории Шиелийского района при пахотных работах. Этот ценный экспонат ХІХ века в 2006 году сдал Досбол Накып. В аулах такие жернова использовались вплоть до конца прошлого века. Автор этих строк, например, помнит, как в начале 1970-х годов его бабушка по материнской линии Алихан апа изготавливала национальное лакомство талкан из пщеницы, кукурузы и проса, пользуясь именно таким приспособлением.

В 1997 году младшая сестра акына Перуза Жусипова подарила музею складную кровать «Лира», на которой он отдыхал. Судя по внешнему виду кровать сохранилась довольно хорошо. Также сестра в свое время преподнесла в дар музею красную рубашку, чапан и головной убор Н. Бекежанова, которые он надевал на выступлениях.

Есть здесь еще одна казанская гармонь акына. Однажды Нартай акын подарил ее своему ученику Арзулле Молжигитову, который спустя полвека передал инструмент музею. Он был одним из самых именитых последователей Н. Бекежанова.

Нартай ата создал приаральскую школу жырши-гармонистов, в которую входили Балхашбай Жусупов, Арзулла Молжигитов, Турсункуль Баяханова, Курманбек Бекпеисов.

В 1937 году Нартай возглавил культбригаду Шиелийского района, которая вскоре превратилась в областной ансамбль, в составе которого были певцы, домбристы, танцоры, быстро завоевавшие успех у зрителей. Самодеятельный коллектив отличался широким репертуаром, в котором были казахские народные песни и кюи, произведения советских композиторов, скетчи и одноактные пьесы.

В народе этот коллектив называли «ансамблем Нартая». Широкую деятельность он развернул в годы Великой Отечественной войны. С неизменным успехом ансамбль выступал в Чимкенте, Джамбуле, Кзыл-Орде, а также за пределами республики – в Оше, Джалал-Абаде и других городах. Огромную роль в нем играл Нартай. Он выступал как певец, исполнял лирические и патриотические песни, играл на домбре и гармони, аккомпанировал другим певцам, подбирал песни для ансамбля, помогал артистам найти свое амплуа, проводил репетиции, писал стихи.

В отдельной экспозиции хранятся пожелтевшие газеты, журналы, книги, где можно явственно ощутить дух того времени. Стихи и песни Нартая регулярно печатались на страницах областных и республиканских газет и журналов. А в пятидесятых годах был издан сборник его стихотворений и песен под названием «Мелодии домбры».

За активную работу в годы Великой Отечественной войны, заслуги в воспитании трудящихся в духе патриотизма Нартай был награжден орденом, многими медалями, которые сейчас хранятся в экспозиции музея.

…Улицы, дома, клуб, мечеть и музей – все словно пропитано дыханием и силой творчества Нартая Бекежанова в его родном ауле. Везде чисто, уютно, а радушный прием местных жителей перенес меня на какое-то мгновение в эпоху великого певца. Хранить память о человеке, внесшем огромный вклад в просвещение казахского народа, его музыкально-поэтическое искусство – очень важно для сохранения нашего национального кода.

 

Максут ИБРАШЕВ
Фото kzvesti.kz

Читайте также: