Kyzylorda-news.kz Земля Приаралья изобилует памятниками истории и культуры, имеющими сакральное значение. По утверждению ученого-археолога Сергея Толстова, возглавлявшего в 40-50-е годы прошлого века Хорезмскую этноархеологическую экспедицию, именно здесь сосредоточен «узел этногенеза казахов». По мнению другого ученого-археолога Карла Байпакова, в свете изучения происходивших здесь исторических процессов ясно вырисовывается облик народа, имя которому – Қазақ елi.
По информации областного учреждения по охране памятников истории и культуры, на территории региона насчитывается 567 объектов историко-культурного наследия, в том числе 31 – республиканского и 256 – местного значений, 280 – внесены в предварительный список памятников истории и культуры. В рамках меморандума, подписанного между университетом имени Коркыта ата и Международной тюркской академией этим летом были продолжены археологические раскопки на городище Жанкент, за счет республиканского гранта Институтом археологии имени А.Маргулана проведены исследования на городище Курайлы асар, относящемся к памятникам Жетыасарской культуры.
На территории Приаралья сохранилось немало мавзолеев и мазаров, которые являются местами культового поклонения. В этом году за счет средств республиканского бюджета проведена реставрация мавзолеев Асан ата и Окшы ата. Оба объекта расположены в пантеоне, который носит название Окшы ата. В народе его называют еще пантеоном семи святых. По всей вероятности, цифра взята условно – у казахов число семь считается магическим, священным. На самом деле число захоронений здесь намного больше. По свидетельству ученых, пантеон существовал задолго до возведения мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане и именно отсюда берет начало традиция хоронить великих людей в одном избранном месте.
Пантеон Окшы ата расположен в Шиелийском районе в пяти километрах к востоку от аула Байгекум. В начале XX века ученый-востоковед Василий Каллаур писал, что видел полуразрушенные строения и груды обожженного кирпича, которые по всей вероятности говорили о том, что здесь находилось городское поселение. Среди всех этих развалин возвышался купол мавзолея Окшы ата. Возможно, именно по этой причине пантеон был назван его именем. Окшы ата, чья личность окутана тайнами и легендами, по мнению ученых, жил в ХІ веке. Судя по его мавзолею, это была незаурядная и неординарная личность – простым смертным не воздают таких почестей.
Существуют разные версии относительно его подлинного имени. По некоторым источникам, его звали Ибрагим, по другим – Когентуп. Именем Окшы он обязан роду своей деятельности – во времена огузского хана Казана он был оружейным мастером. И ныне в 20 километрах от поселка Шиели находятся развалины городища Бестам, где располагалась его мастерская. Существует предположение, что великий философ и богослов Востока Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы. Как писал ученый-краевед Ауелбек Конратбаев, он был батыром, тысячником хана Казана и прославился в битве с врагами, защищая родную землю от иноземных завоевателей. По другой версии, Окшы – выходец из Бухары, миссионер, который был отправлен в сырдарьинские степи для внедрения ислама.
Мавзолей Окшы ата построен из жженого кирпича. Длина усыпальницы – 7,15, ширина – 7,10 метра, высота стен – 3,30, купола – 3,35 метра. В последний раз реконструкция памятника проводилась в 2005 году в рамках программы «Культурное наследие».
Мавзолей Асан ата относится к ХVІ веку. Портально-купольное сооружение также построено из красного кирпича и имеет высоту более 7,76 метра. Купол и подкупольное помещение опираются на прочный прямоугольный портал размерами 3,8 и 6,9 метра. Восьмигранная конструкция купола состоит из угловых стрельчатых арок, изнутри стены оштукатурены глиняно-саманным раствором.
Настоящее имя Асана жырау Хасан Сабитулы. В историю он вошел еще под именем Асан Кайгы, что в переводе звучит как «печальный, горестный». Скорее всего он получил его из-за своих переживаний и тяжелых раздумий о судьбе своего народа. В устных преданиях говорится, что он был сыном саятшы – так называли охотников с ловчими птицами. Относительно места его рождения существовали разные мнения и предположения. По одним из них он родился в Поволжье, по другим – его отец Сабит жил на берегу Сырдарьи в Приаралье и занимался охотой. В 50-е годы XV века, в период политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кипчаке, он поддержал противников хана Абулхаира (правитель ханства кочевых узбеков) – аргынских султанов Керея и Жанибека, которые в 1456 году основали в Западном Семиречье Казахское ханство. Став идеологом нового государства, Асан Кайгы выступал за объединение всех казахских родов. По преданиям он прожил более 100 лет и был советником хана Жанибека, одного из первых правителей молодого Казахского ханства, с которого и берет начало история казахской государственности. Разумеется, речь идет о прекращении междоусобиц между племенами, взаимопонимании между властью и народом, о попытке жырау создать из осколков Золотой Орды сильную единую страну. Несмотря на то, что Асан Кайгы был реально существовавшей исторической личностью, он приобрёл в народной памяти легендарные и даже мифические черты. Так, по одной из них Асан Кайгы отправляется на поиски Жеруик (земли обетованной) с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом, множеством зверей и рыб, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения. Асан Кайгы понимал неустойчивость кочевого скотоводческого быта, его зависимость от погодных условий, джута, когда скот лишается корма и погибает. На быстрой, как ветер, верблюдице Желмая он объездил многие края. По преданиям он побывал в Китае, Кашгаре, Коканде, Хиве, Бухаре, однако нигде не смог найти Жеруик – земли обетованной. Эта социально-утопическая легенда отражает конкретную историческую ситуацию середины XV века, когда усилившиеся после распада Золотой Орды и Белой Орды междоусобицы вызвали массовую откочёвку казахских родов и племён из Восточного Дешт-и-Кипчака в Западное Семиречье.
Асан Кайгы вошёл в народное сознание как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель надежд простых людей на новую жизнь. Историк, этнограф Шокан Уалиханов назвал его «кочевым философом».
На земле Сыра сохранилось немало свидетельств древней старины, и вместе с тем наша земля является олицетворением новой жизни, новых веяний, инноваций, духовности. Между тем, особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа культурно-генетического кода нации.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
Фото:kzvesti.kz