Kyzylorda-news.kz В Жанакорганском районе есть немало древних памятников истории. Особое место среди них занимает средневековое городище Сыганак.
Отрадно, что ежегодно здесь проводятся различные познавательные мероприятия, направленные на популяризацию этого памятника истории и культуры и привлечение туристов. Недавно на городище состоялась акция на тему «Сығанақ сыры». Выступивший на открытии заместитель акима Жанакорганского района Бектас Нуридинов отметил, что средневековое городище Сыганак является гордостью не только нашего региона, но и всего Казахстана.
Руководитель отдела областного управления культуры, архивов и документации Жанар Нуржакипова поблагодарила всех, кто внес вклад в организацию мероприятия и вручила благодарственное письмо председателю общественного объединения «Сығанақ тарихы» Рысбеку Амандыкову.
– В Министерство культуры и информации направлены предложения о необходимости организации возле городища Сыганак визит-центра, – сообщила Ж.Нуржакипова. – Казахстан уже имеет опыт строительства подобных центров, к примеру, возле городища Сарайшык на западе Казахстана.
В ходе театрализованного представления артисты театра антрепризы «Мирас» показали фрагменты из спектакля об ученом и проповеднике Хисамеддине аль-Сыгнаке. Мастера художественной самодеяльности Жанакорганского района посредством различных сцен постарались воссоздать историческую атмосферу прошлого. Здесь были показаны восточный базар, повседневный быт, доспехи воинов, состязания по стрельбе из лука, работа в гончарных и оружейных мастерских. Участники мероприятия ознакомились также с экспонатами в музее «Сығанак тарихы». Заместитель директора областного историко-краеведческого музея Жанар Ахметова для пополнения фонда музея передала ряд особо ценных артефактов, найденных при раскопке средневекового городища.
Логическим завершением интересных и познавательных мероприятий стала премьера драмы «Нурнама» на сцене Жанакорганского районного Дома культуры имени М.Кокенова. Зрителям понравилась игра актеров театра антрепризы «Мирас».
…Без прошлого нет будущего. Археологи до сих пор раскрывают тайны Сыганака. Первые упоминания об этом городище появились в записях персидских и арабских историков X века. Город был важным торговым центром на маршруте Великого Шелкового пути, связывавшего города низовьев Сырдарьи Жент и Жанкент с поселениями Отрарского оазиса Таразом, Отраром, Саураном. Через эти города шли караваны верблюдов из Восточной и Средней Азии, которые везли в Китай стекло, драгоценности, изделия мастеров-ремесленников. Назад везли керамику, бусы из лазурита, перламутра, коралла и самый главный товар – шелк, благодаря которому дорога получила свое название.
В течение долгих лет исследованием древнего русла Сырдарьи, изучением жизни кочевых племен, населявших Южное Приаралье, историей возникновения крупных городов на этой территории занимался ученый Сергей Толстов. В 30-х годах прошлого века он возглавил Хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию. О результатах ее исследований, сыгравших важную роль в изучении истории края, написал в своей книге «Хорезмская экспедиция: история и современность» ученый-историк, профессор Абылай Айдосов.
До монгольского нашествия Сыганак был цветущим городом с крупными постройками, окруженный возделываемыми полями. Об огузском городе на перекрестке оживленных караванных дорог с восхищением отзывались известный арабский географ того времени Махсиди и ученый-тюрколог Махмуд Кашгари. К XI веку в степи усилилось влияние кипчаков. Огузское государство, ослабленное внутренними междоусобицами, пришло в упадок. В XII веке Сыганак становится резиденцией кипчакских ханов. Исследованием древних присырдарьинских городов в нижнем течении реки занимался и ученый-востоковед Александр Веселовский. Свою археологическую деятельность он начал в 1884 году в Туркестанском крае. В статье «Описание развалин древних городов по дороге из Казалы в Ташкент» ученый называет Сыганак столицей хана Токтамыша и отмечает его сходство с Жанкентом. Как пишет ученый, город соединяли каналы, которые потом разветвлялись на множество мелких арыков, за которыми видны крепость и стены двух полуразвалившихся мечетей из жженого кирпича. Судя по кладке и архитектуре, мечети были выстроены в одно время и отличались только по величине.
Средневековая ирригационная система способствовала развитию в городе земледелия, а в окрестностях – охоты и рыболовства. В городе развивались ремесла, торговля. Археологи нашли фрагменты керамической посуды, украшения, монеты, доспехи и другие артефакты. По лабораторным анализам находки, многие из которых и сейчас находятся в коллекциях музеев Москвы и Санкт-Петербурга, отнесены к V–VIII векам.
В истории города были периоды взлета и падения, одна из трагичных страниц – монгольское нашествие. Во втором десятилетии XIII века территория Казахстана подверглась нашествию татаро-монгольских племен. Цветущие города были стерты с лица земли, уничтожены величайшие цивилизации древней культуры. Героическую осаду Сыганака в своей «Истории завоевателя мира» описал персидский историк Ала ад-Дин Джувейни. Подойдя к неприступным стенам города, старший сын Чингизхана Джучи отправил своего посла, местного купца Хасана, с требованием сдаться. Горожане не подчинились завоевателю и убили посланника. Стойко и мужественно защищались жители Сыганака. После семидневной осады город пал. В назидание за непокорность по приказу Джучи город был сожжен, а жители казнены.
Спустя полтора десятка лет Сыганак начали снова застраивать, возвращая ему былое величие. Огнем и мечом создав огромную империю, Чингизхан разделил ее между четырьмя сыновьями. Территория Казахстана вошла в состав улуса Джучи. В казахской степи возникло первое крупное государственное образование Ак Орда, столицей которого стал Сыганак. Город населяли тюркоязычные племена, наряду с кипчаками здесь проживали найманы, уйсуни, карлуки, кереи, конраты. Был собственный монетный двор, в котором чеканили монеты с изображениями ханов Уруса и Токтамыша.
В эти годы город переживал период своего наивысшего расцвета. Об этом свидетельствуют записи персидских и арабских ученых. Как писал историк Фазлаллах ибн Рузбихан, «степи вокруг Сыганака покрыты травой и деревьями, где пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо, дичь здесь чрезвычайно дешевая. Ежедневно на базары Сыганака поступало 500 верблюдов, из которых к вечеру ни один не оставался непроданным». Город быстро застраивался. Возводились мечети, мавзолеи, медресе и жилые здания.
Доктор исторических наук Карл Байпаков отмечал, что в 80-е годы XVI века Сыганаком завладел Мухаммед-шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Какое-то время Сыганак был крупным экономическим центром во владениях бухарского хана Абдаллы, после чего снова отошел к казахам. Удобное местоположение, из-за которого на протяжении всей истории им пытались овладеть разные племена, стало причиной его уничтожения.
На протяжении веков город оказывался в эпицентре исторических событий. Например, после неудачной борьбы Токтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, создатель средневековой обсерватории. В 1423 году он был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус хана. Позже знаменитый Улугбек вновь на некоторое время захватил Сыганак, но в 1427 году город был захвачен кочевыми узбеками, пришедшими из Приаралья, и перешел в их владение. В 1428 году после смерти хана Барака, внука Урус хана, власть перешла к хану Абулхаиру из династии шейбанидов.
Историки и летописцы прошлого называли Сыганак «гаванью кипчакской степи». Один из самых известных историко-культурных памятников Приаралья вошел в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО и Карту сакральных объектов региона как национальное достояние Казахстана. Археологические исследования на территории уникального городища, в разное время служившего столицами Огузского государства, Кипчакского ханства, Ак Орды и Казахского ханства, ведутся с 2003 года. С 2014 года по решению научно-методического совета по охране и использованию историко-культурного наследия Кызылординской области археологические раскопки на древнем городище Сыганак велись за счет средств областного бюджета. Комплексные археологические работы здесь проводятся научно-исследовательским центром международного казахско-турецкого университета имени Х.А.Яссави. В раскопках участвуют также специалисты областного историко-краеведческого музея и учреждения по охране памятников.
Максут ИБРАШЕВ
Фото автора