Kyzylorda-news.kz  Заслуженный деятель Казахстана, профессор искусствоведения, преподаватель Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Ерболат Мустафаев – виртуоз-домбрист, обладатель медали «Халық күйшісі». Он играет на домбре с 10-ти лет, а в 11 уже знал наизусть 30 кюев. Когда ему было 14 лет, он поступил в музыкальное училище, где в кабинете директора сыграл 28 кюев, и его без экзаменов приняли. За четыре года учебы Мустафаев выступал на экзаменах не как студент, а как артист и давал концерты.

В нем рано пробудилась любовь к искусству. Мальчишка из аула, выросший в атмосфере особого трепетного отношения к музыке, рано взял в руки домбру. Его первым учителем и наставником в искусстве стал композитор, домбрист Тасболат Скаков, снискавший в Приаралье славу одного из лучших кюйши. Он всегда с благодарностью вспоминает своего педагога, благословившего его на путь творчества. Вряд ли кто поспорит, что в исполнительском искусстве кюйши преемственности поколений принадлежит особое место. Мы знаем великих музыкантов Великой Степи, воспитавших не менее выдающихся последователей. Это Дина Нурпеисова – ученица мастера кюя, виртуоза-домбриста Курмангазы, свое искусство она (Дина) передала не менее выдающимся кюйши и композиторам Альмурату Отегулову, Гылману Альжанову, Нургисе Тлендиеву, имя которого известно ценителям домбровой музыки не только в Казахстане. И именно у А.Отегулова впоследствии постигал искусство игры на домбре Т.Скаков – наставник нашего сегодняшнего юбиляра. Педагогами и наставниками его были также не менее известные музыканты и домбристы земли Сыра Есен Кошербаев, Мулькаман Калауов.

Музыкант и кюйши Е.Мустафаев наряду с творческой и преподавательской деятельностью серьезно занимается исследованием казахского музыкального фольклора, в частности, направлений домбрового искусства. Результатом его большого труда стала выпущенная в 2006 году книга «Мақам – мәңгілік мәйегі», в которой опубликованы положенные им на ноты напевы кармакшинских жырау, откуда родом многие видные представители музыкально-поэтического творчества, такие как Базар жырау, Турмагамбет, Дур Онгар, Жиенбай, Кошеней и другие.

Е.Мустафаевым были сделаны обработки многих кюйев, песен для оркестрового исполнения. На основе шести терме, переложенных им на ноты, ученый-искусствовед Алма Кунанбаева в 1982 году защитила в Москве докторскую диссертацию.

Он также автор замечательных кюев, которые вошли в репертуар народных оркестров, в том числе имени Турмагамбета.

Необычна история кюя «Ер Түлкібай», которая восходит к временам, когда в Приаралье воцарилась экспансия кокандских ханов и беков. Один из них по имени Ниязбек потребовал у порабощенного, но не сломленного духом народа, чтобы ему ежедневно доставляли одного барана для его казана и девушку-красавицу для ночных утех. Отомстил ненавистному беку казахский батыр по имени Тулкибай. Переодевшись девушкой, он проник в его покои и зарубил его своим кинжалом.

Свою первую победу на конкурсе музыкант одержал будучи студентом алматинской консерватории. В 1983 году участвовал в I республиканском конкурсе кюйши имени Курмангазы. Первые два места заняли двое преподавателей консерватории, третье досталось ему – второкурснику того же учебного заведения. Кстати, членами жюри на том конкурсе были мэтры отечественной музыки дирижер Шамгон Кажыгалиев, Нургиса Тлендиев. Далее были победы на конкурсах «Ақжелен», «Күй керуені», «Бабадан аманат» и других. Он также автор ряда книг и статей об искусстве кюя, выдающихся представителях этого немеркнущего жанра народного творчества.

 

Фото пресс-службы областного управления культуры

Читайте также: