Kyzylorda-news.kz Согласно истории, много лет назад в низовьях Сырдарьи обитали дикие животные, в особенности кабаны. Они были повсюду – в густых зарослях камыша, устраивали логово в тугайном лесу. Кроме того, водились в этих местах волки и рыси, и даже туранские тигры. Люди боролись с ними, всячески пытаясь прогнать их с этих земель, но безуспешно. Ведь им нужно было сажать пшеницу, пасти скот, охотиться. Чтобы отпугивать от себя крупных хищников, угрожающих жизни человека, они и использовали барабанчик с хвостом из тыквы-долбянки, который и получил в народе название «доңыз-қауақ» или «скрипелка».

Ремесленника и краеведа из аула имени Аскара Токмагамбетова Сырдарьинского района Жанибека Маханбета знают далеко за пределами региона. Автор нескольких книг по истории края, педагог, потомственный мастер резьбы по дереву, он часто удивляет своими работами или открытиями. Одна из таких работ – «доңыз қауақ». К тому же его изделия занимают особое место на выставках прикладного искусства.

– В переводе на русский «доңыз қауақ» – это «кабанья тыква». В наших краях этот шумовой музыкальный инструмент широко применялся и в быту. Потом про него как-то забыли, возможно, за ненадобностью. Свой «доңыз қауақ» я сделал сам. В принципе, это обтянутый с одной стороны необработанной кожей конус, вырезанный из тыквы-долбянки. Есть такой декоративный сорт, полюбившийся ремесленникам. К этой коже прикреплен конский хвост. Смешной барабанчик, который наши предки носили на легком ремешке, издает, по сути, ужасные звуки, схожие с тем, как если бы к стае орущих павлинов присоединились горластый осел и мартовский кот. Но по нему не бьют. Берут мокрую тряпку, зажимают в нее конский хвост и с силой проводят вдоль. Скрип волоса, резонирующий в тыкве, до того противный и громкий, что люди зажимают уши. Дикие животные, как правило, разбегались, – рассказывает он.

Это и было целью применения доныз-кауака – отпугивание хищников. Конечно, людям сейчас не нужен этот инструмент. Но, по словам ремесленника, ни один предмет казахского быта не должен быть утерян. Ведь это история и культура нашего народа. Поэтому он создал этот шумовой музыкальный инструмент именно для того, чтобы сохранить его для нового поколения.

Кроме того, он своими руками может смастерить новую домбру. Есть у него и кобыз из карагача, – ведь это инструменты, рождающие мелодию. Но со скрипелкой аксакал совсем не расстается. Она ему дорога как предмет из прошлого. А вот предметы быта из дерева, шкафчики, посуду, шкатулки, сундучки, что делает мастер, применяет в быту и его семья, и заказчики изделий. «Это наша культура. Используя дома предметы ремесленного искусства, мы передаем новым поколениям особый культурный пласт», – считает он.

Жанибек ата по профессии историк, краевед, посвятивший половину своей жизни детишкам в сельской школе. Сейчас – пенсионер, хотя трудно так назвать человека, для которого ремесло стало и второй профессией, и делом жизни. Работать по дереву он начал в 1987 году. У него уже был опыт с детства, да и душе было тревожно оттого, что люди перестают пользоваться красивейшими предметами казахского быта. И как историка его это насторожило – теряется связь времен, когда одно поколение не сможет передать другому предметы, жившие до этого столетиями. Важно уметь создавать вещи, которые делали ремесленники прошлого, и пользоваться этими вещами.

Резьба по дереву настолько стала любимым делом аксакала, что своими руками он смастерил настоящий казахский резной шкафчик для посуды – асадал. Им в его доме пользуются каждый день.

– А вот кебеже. Это небольшой сундучок, в нем во время кочевий семьи перевозили мелкую посуду и продукты. Сейчас его с большим удовольствием используют сельские хозяйки. Крупы и муку хранят в них. А бывают еще отдельные ящички для перевозки пиал – кесекап, но их сейчас редко встретишь, – рассказывает мастер.

Бесспорно, люди нынче редко пользуются деревянной кухонной утварью, хотя еще сто лет назад только из нее и ели. Сейчас хозяйки на выставках прикладного искусства, куда Жанибека ата приглашают часто, прицениваются к астау – большой чаше для подачи мяса – только затем, чтобы купить и сделать ее частью интерьера. Но обычно покупают чашу поменьше, для кумыса, бульона, и обязательно – ожау – деревянный черпак.

– Нравится, что на выставках подходят, спрашивают о каждом сувенире, шкатулке, чашке, – делится аксакал. – Я изначально не ставлю цель продать ту вещь, которую создаю. Для меня важно воплощение мечты, ведь каждая работа сначала живет в голове. Листаешь книги, смотришь рисунки, вглядываешься в работы старых мастеров. После чего много дней уходит на обработку дерева. И товаром созданную вещь ты не назовешь. Поэтому вдвойне приятно, когда о твоем произведении просят рассказать.

 

Индира АБДРАХМАНОВА
Фото автора

Читайте также: