Kyzylorda-news.kz  Кызылординская область богата не только природными ресурсами, но и памятниками истории и культуры. Отдельного внимания заслуживают  мавзолеи и руины древних городов. На протяжении многих столетий они хранят историю края, а также легендарных личностей, некогда проживавших здесь.

Сотни паломников приезжают на нашу землю, чтобы поклониться памяти предков, загадать заветное желание, излечиться от недугов. В народе говорят, что пыль со святых стен имеет целебные свойства – многие мавзолеи считаются святыми. Пожалуй, один из самых известных культурных объектов низовьев Сырдарьи – мечеть-медресе Калжана ахуна. Она расположена в Сырдарьинском районе в 12 километрах от аула, названного в его честь. Возле медресе расположена и усыпальница Калжана ахуна.

Мечеть-медресе Калжан ахуна — святыня Кызылординской области 2.jpg

Поэт, просветитель, юрист и духовный учитель Калмухаммед Болекбайулы, известный в народе под именем Калжан ахун, родился в 1862 году в Хивинском ханстве. Его отец Болекбай был из рода табын аула Жаманкагалы Актюбинской области, но в молодости, гостя у родственников в Каракалпакии, поступил на службу в ханскую ставку, где занимал высокий пост. Он был не только  батыром и предводителем проживавших в тех краях казахов, но и известным врачевателем. Умер в возрасте 90 лет, когда его сыну Калжану было тринадцать лет. Оставшись сиротой, Калжан, бывало, голодал, но учебу не бросил. Юноша получил хорошее по тем временам образование. После начальных ступеней в медресе Хивы и Бухары в 1889 году он закончил медресе Кокильташ и получил звание «ахун». В совершенстве владея арабским, персидским, чагатайским языками, он переводит на родной язык суры Корана. В 1890 году Калжан ахун приехал в низовья Сырдарьи с восьмилетним сыном Егдербаем по приглашению Кете Шомекей Ораз имама, с которым учился в Бухарском медресе, и остался здесь навсегда. Занимался просветительской деятельностью, обучал грамоте детей бедняков. Своих учеников Калжан ахун знакомил не только с религией, но и с богатым научно-литературным наследием Востока.

На свои средства Калжан ахун построил мечеть, где служил имамом. Позже рядом с ней при его содействии было открыто медресе. Рассказывают, что для его строительства он собрал лучших мастеров не только региона, но и Узбекистана. Калжан ахун был известен в округе как защитник бедняков и посвятил свою жизнь просветительству. Несмотря на то, что в те времена образование было доступно преимущественно детям из состоятельных семей, в медресе бесплатно учились и дети бедняков. Ахун пользовался безграничным уважением местного населения, которое чтило его как духовного учителя и поэта.

Медресе построено из обожженного кирпича высокого качества. Одноэтажное здание состоит из двадцати комнат и имеет традиционную планировку квадратного плана с широким внутренним двором, главный фасад ориентирован на северо-запад. Кроме двадцати комнат-худжры, в здании 7 дополнительных комнат. Худжра – келья в медресе, в которой жили ученики и иногда отдыхали странники. Все помещения расположены по периметру. В центре двора располагался колодец.

Помещения, расположенные во входной части, выстроены из керамического кирпича. Из него же выложены цоколь и карниз крыши. Остальные стены выложены из сырцового кирпича. В одной из комнат медресе была библиотека Калжана ахуна. Вокруг мечети просветитель посадил виноград, разбил сад, чтобы в перерывах между занятиями приучать детей к труду.

Мечеть-медресе Калжан ахуна — святыня Кызылординской области 1.jpg

На старинном здании мечети была обнаружена табличка «1334 год хиджры» — это 1913 год. Возведена мечеть из керамического кирпича, скрепленного известковым раствором. Часть двора мечети занята айваном с михрабной нишей, которая указывает направление на Мекку. Рядом расположен некрополь. Паломники непременно посещают захоронения как самого ахуна и его семьи, так и его приближенных.

После Октябрьской революции с 1917 по 1930 годы здание медресе использовалось как школа-интернат, а в тридцатых годах в период коллективизации его превратили в скотный двор. Во время Великой Отечественной войны здесь снова открыли школу, местные жители говорят, что после на территории комплекса размещали спецпереселенцев.

В конце 90-х медресе было практически заброшено, хотя официально признано памятником истории и архитектуры еще в 1986 году. Последний ремонт здесь местные жители провели в 1998 году. Тогда был полностью снят культурный слой вокруг медресе, заложены кирпичами некоторые оконные и дверные проемы. Территорию вокруг огородили металлическим забором, установили на входе постамент из бетона, подъездную территорию выложили бетонными плитами. Специалисты считают, что «народный ремонт» губит памятники, но это, пожалуй, тот случай, когда реконструктивная самодеятельность принесла пользу. Ведь если бы не провели ремонт, то, возможно, один из популярнейших сегодня памятников истории нашего региона вряд ли сохранился.

После нескольких реставраций мечеть и медресе, расположенные вдоль автотрассы «Кызылорда — Жалагаш», посещают не только паломники, но и проезжающие мимо путники. Сейчас старинное строение — красивейшее здание и одна из самых интересных достопримечательностей области.


Айжан ЖАРМАНОВА
Фото:e-history.kz

Читайте также: