Kyzylorda-news.kz На берегах Сырдарьи сохранили остатки многочисленные крепости, городища и другие памятники истории, культуры и архитектуры. Одна из  таких мест — крепость Жолек, где жило немало батыров, прославивших казахские земли. Как известно, по инициативе акима области Нурлыбека Налибаева нынешний год в регионе объявлен Годом духовности.

Крепость расположена на правом берегу Сырдарьи, ученые относят её к І половине ХІХ века. Она находится возле железнодорожной станции Байгекум района, построена во времена правления кокандского хана Омара, который поставил перед собой цель завоевать территории, расположенные на правом берегу Сырдарьи. В 1861 году на правом берегу реки, в 1,5 километрах от крепости были здание флотилии №3, отделение почты и другие сооружения. В это же время русский исследователь А.К. Гейнс в своей работе «Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан» пишет: «22-го августа. К вечеру мы стали подъезжать к укреплению Джулек. Чем ближе мы подъезжали к нему, тем гуще и чаще становился джингиль. Фазанов здесь было невероятно большое количество, в некоторых наших деревнях можно встретить меньше кур, чем здесь фазанов. Вид Джулека издалека очень красив. Из середины укрепления поднимается высокая башня красивенькой церкви и протягивается невысокий, но хорошо содержанный вал. Около укрепления виднеется густой сад, оставшийся от кокандских времен. Согласно практическому вкусу азиатов, этот сад состоит из осин и тала — деревьев, годных на постройки».

В этой научной работе очень хорошо описана существовавшая в ХІХ веке крепость Жолек. А какой была прекрасной природа вокруг крепости, построенной 160 лет назад! До сих пор на устах у местных жителей имена многочисленных батыров этой местности. У казахов есть поговорки: «Народ, почитающий усопших, ничего не теряет», «Пока не упокоятся души усопших, живые не будут богаты», которые содержат глубокий воспитательный смысл.

Поговорим  о захоронениях батыров  в этих краях.  Так, в окрестностях аула Жолек захоронен Сырымбет батыр, живший в ХVІІ веке. Могила батыра находится возле аула Жолек, рядом с захоронением святого Жугы. Позднее, его потомки установили предку надгробие. Знаменитый  Райымбек батыр, потомки которого сейчас проживают на территории Алматинской области, является правнуком батыра Сырымбета. Вероятно, во времена набегов многочисленных врагов он погиб на берегах Сырдарьи. На священной земле Жолека, во ІІ половине ХІХ века погиб и сын Кенесары хана легендарный султан Тайшык.

Несколько слов о других батырах, проживавших в окрестностях Жолека. Так, батыр Кожамсугир, впоследствии признанный святым, жил во 2-ой половине ХVІІ века и 1-ой половине ХVІІІ века. Его могила находится в Жанакорганском районе в окрестностях захоронения  Хорасан баба.

Кожамсугир батыр – известный герой, принимавший активное участие в войне против джунгар. Сохранившихся сведений о нём очень мало. Предок этого человека был Торы батыр. Согласно родословной казахов, опубликованной под руководством Ж.Бейсенбайулы в 1994 году издательством «Ана тiлi», от Торы родился Альпеис, от него Туякты, Койбар. От Койбара родился Кожамсугир. 

Однако, как пишет житель Кызылорды  Съезбек Орманбетов, в оставленных его предками летописях, такого предка как Койбар не было. Отец батыра Кожамсугира — Туйшке Альпеисулы был внучатым племянником батыра Кудайменди Кульпеисулы из рода Кокмурын. Этот человек на своей земле был известным батыром, в народе его прозвали «Көкмұрын». Самые близкие родичи Кожамсугира, его внучатый родич Ботыкараулы, Абасулы Шагир, Базаркул, его сын Малай – бесстрашные сыны земли Сыра. Выходец из семьи батыров, Кожамсугир продолжил славные традиции своих предков. Его правнук Кеншимулы Мендикул был бием, сын которого, могущественный Кул, также был батыром, который защищал казахский народ от врагов.                             

Батыр Жакап жил в в 1-ой половине ХІХ века. Вместе с братьями он выступил против насилия Кокандского ханства.  Известно, что в 1-ой половине ХІХ века Кокандское ханство завоевало  Жанакорган и Шиели. Однажды кокандский бек усилил сбор подати с населения. Казахи, проживавшие по берегам Сырдарьи, были против этого. Услышав это, кокандский бек отправляет из города Туркестана 500 воинов для подавления сопротивления. Когда известие об этом дошло до племен Байсары и Козей, те решили откочевать в Сары-Арку. При подходе к местности Майшы в предгорьях Каратау, кокандцы их настигли. Тогда батыр Отеп сказал: «Бросив весь скот, сохраним жизни». Однако батыр Жакап не согласился с этим: «Отправив вперед семьи и скот, мы сами должны принять бой в местечке Жалгызагаш — Карамурын», — сказал он. Все согласились с таким решением. По традиции того времени бой должен был начаться с поединка «один на один». Кокандцы для проверки подданных ему местных родов, выдвинули на поединок  батыра Жаназара.

Однако в  то время батыр был уже в почтенном возрасте. Объединенные роды Торы — Байсары и Торы — Козей со своей стороны выдвинули батыра из рода Байсары Жузбая. Жузбай — 18-летний юноша, искусно владел копьем, которым поражал даже крупного зверя. Сами кокандцы, будучи малорослыми, в передние ряды выставили рослых местных воинов. Более того, устав от трудного перехода в пути, ссылаясь на приближающуюся ночь, перенесли поединок на следующий день. Однако, батыр Жузбай притворился что он на стороне кокандцев, ведь как же он убьет своего казаха-брата из своего же рода? В ходе поединка батыр Жаназар передает сведения о расположении кокандцев.

По правилам тех времен у войска было огромное знамя. При поражении этот флаг опускали. У Жаназар батыра около знамени в ставке кокандцев были верные ему люди. Поэтому он сказал: «Бой начните вы первыми, затем закончите до вечера». Бой начался. Армия батыров Жакапа и Отепа убивает стоящих в первых рядах местных казахов, подданных кокандцев. По уговору джигиты Жаназар батыра убивают знаменосца кокандцев. Далее местные отряды создают панику. В такой беспорядочной панике кокандцы вынуждены были отступить назад.

Так  воспевал известных на Сырдарье батыров Жакапа и Отепа один из присырдарьинских сказителей-певцов Мансур Бекежанов (1875-1933) в 1912 году в своем письме Иманжусупу: «…Были батыры Отеп и Жакап и их сыны Ермек, Туйме, Кенбай и  сотник Жузбай – батыр-казах с копьем».  

 Еще один батыр Кенбай, который боролся за освобождение народа Сырдарьи, жил в ХІХ веке. Он был известен как меткий стрелок. Существует легенда, которая передается из поколения в поколение: однажды кокандский хан для того, чтобы проверить, насколько правдоподобны слухи о меткости Кенбая, пригласил его к себе. Он принял приглашение кокандского хана и, взяв с собой в спутники другого меткого стрелка, прибыл в земли кокандцев. К сожалению, имя этого спутника-стрелка уже позабыто. При приближении к хану, Кенбай батыр, сидя на лошади, выстрелом со старинного ружья с длинным стволом сбил бубенчик с шапки хана. Испугавшийся хан рухнул на землю. А спутник Кенбая батыра выстрелом сбивает подковку каблука сапог хана. В ту же минуту охрана хана убивает Кенбая батыра, его спутник спасается бегством. Эти сведения остались благодаря устным источникам, его подтверждают и потомки батыра.

Могила батыра Ажибай Карпыкулы (1791-1866) находится возле озера Итаяк в 6 километрах от села Майлытогай. Ажибай боролся за освобождение своего народа от иноземных захватчиков. Из многочисленных рассказов следует, что Ажибай был отважным, красивым и крупным мужчиной, что носил пятидесятый размер обуви. Имя батыра Ажибая стало известным в 1808-1809 годах. Это было время, когда народ на Сырдарье сильно страдал от насилия кокандского хана. Он был сторонником и активным участником национально-освободительной борьбы казахского народа под предводительством Кенесары Касымова. В то время, когда Кенесары двинулся на юг, народ, терпящий притеснения и гонения войск российской империи, пошел вдоль владений кокандского ханства на Сары-Арке, в зимовку Шиели. Кокандский хан утвердил Ажибая даткой своего рода. 11-25 июня 1861 года по приказу русского царя 189 авторитетных представителей младшего и Среднего жузов, проживавших в Оренбурге и Омске, были вызваны на съезд по поводу ужесточения порядка на границе. В сохранившихся документах Исторического архива Омской области указано: «в октябре 1862 года в споре за скот между родами, жившими возле Сарысу и кыпшаками, жившими у западного предгорья Улытау, в принятии решения особенное влияние оказывал Ажибай».  Батыр умер в 75 лет.

Безусловно, впереди у ученых, историков, исследователей, писателей и журналистов большое поле деятельности – необходимо тщательно изучать историю жизни людей, которые сотни лет назад жили на берегах Сырдарьи. 

 

Максут ИБРАШЕВ
Фото автора

Читайте также: