Kyzylorda-news.kz  В Кызылорде в Доме культуры имени А.Токмагамбетова состоялся концерт оркестра народных инструментов имени Турмагамбета «Саз зергері», приуроченный к 170-летию кюйши и композитора Казангапа Тлепбергенулы.

В программу концерта вошли лучшие произведения композитора. В исполнении Алимжана Абсадыкова, Болата Кузембаева и других домбристов оркестра прозвучали кюи «Ақжелең». Это вид кюя с оптимистическим, жизнерадостным характером, который должен присутствовать в репертуаре каждого кюйши. Авторству Казангапа приписывают 62 варианта кюев «Ақжелең». Из всего цикла выделяется первый кюй под названием «Күй шақырар» (призывающий вдохновение). Большинство кюев «Акжелең» композитор посвятил девушке по имени Балжан, которая стала его музой. Молодой Казангап впервые повстречался с ней во время поездки в Каракалпакию. Пятнадцатилетняя красавица Балжан, дочь бая Уали, отличалась открытым характером и была искусным музыкантом. Разумеется, не имевший ни соответствующего статуса, ни материального достатка Казангап никак не мог рассматриваться в качестве жениха для девушки из богатого и знатного рода. Уали поощрял интерес дочери к искусству и потому не препятствовал тому, что Балжан вместе с кюйши выступала перед публикой. Но и только. Быть вместе они не могли, девушку выдали замуж за другого. Казангап в течение всей жизни посвящал проникновенные и трогательные кюи своей несостоявшейся любви. Их около 30: «16-летняя Балжан», «17-летняя Балжан», «Балжан стала матерью», «Позволь мне удалиться, Балжан» и другие.
Казангап Тлепбергенулы родился в 1854 году в местности Акбаур на полуострове Куланды на берегу Аральского моря. Отец будущего музыканта рано распознал в сыне незаурядный талант музыканта и смастерил для него домбру. Первенец в семье бедного пастуха, Казангап с детства помогал отцу пасти байский скот и рано познал тяготы жизни. Утешение он находил в домбре, которая стала верным спутником и единственной радостью Казангапа. Секретам игры на домбре будущего музыканта научил знаменитый кюйши Тореш, живший в местечке Донызтау-Акколка.

Большую роль в жизни кюйши сыграла встреча с Усеном торе, влиятельным и известным в округе человеком, владельцем знаменитой карагандинской ярмарки, который был еще и тонким ценителем, и почитателем искусства, и известным кюйши.

Торжеством настоящего искусства стало состязание в искусстве исполнения кюя (күй-тартыс) убеленного сединами Усена торе с молодым Казангапом. Нежно и мягко пела домбра старого кюйши, настойчиво и звонко – домбра Казангапа. В этом музыкальном турнире не было проигравшего. В знак признания таланта Казангапа Усен торе оказал ему самые высокие почести: надел на него чапан и подарил верблюда. Казангап же до конца жизни считал Усена-торе своим учителем, открывшим ему тайны инструмента и научившим многим кюям.

В числе первых Казангап откликнулся на октябрьские события 1917 года. Остро реагируя на происходящие вокруг события, он отразил в своем творчестве конфликты и перемены, происходящие в жизни родного края. Он глубоко сочувствовал судьбе родного народа, на долю которого выпало много бед и страданий. В кюях «Жұртта қалған», «Окоп» он выразил свое отношение к происходящим масштабным переменам. Революционным преобразованиям в степи посвящены его кюи «Қызыл керуен», «Майдақоңыр», «Учитель», «Өтті-ау дүние». Кюйши был полон творческих замыслов, но осуществить их не успел. Он скончался в 1921 году и был похоронен возле аула Айшуак в Акбауыре (Актюбинская область). Незадолго до смерти тяжело больного композитора навестили его друзья и единомышленники. Свою домбру, верную спутницу жизни, он передал в дар одному из своих учеников и последователей Кадырбаю. После его смерти она попала в руки ученого-фольклориста Мардана Байдильдаева и ныне является одним из ценных экспонатов музея народных музыкальных инструментов имени Ыхыласа в Алматы.

В ходе концерта прозвучали кюи композитора «Көкіл», «Қиту-қиту, қайт-қайт», «Қара жорға» и другие. Лиричные и проникновенные, произведения Казангапа отличаются не только техникой исполнения, но и весьма своеобразной историей создания. Один из лучших кюев «Көкіл» музыкант посвятил своей дочери. Как следует из истории создания кюя, его название созвучно современному «кекіл» (хохолок). Казангап поздно познал радость отцовства и смерть единственной дочери стала для него невосполнимой утратой. Кюйши гладит дочь по хохолку (кекіл) со словами: «Кекілім-ау, көкілім-ау».

Кюй «Қиту-қиту, қайт-қайт» появился в результате случая на охоте. Во время охоты Усен торе потерял подаренную ему ловчую птицу. Заядлый охотник, он был очень раздосадан и искренне расстроился. Под впечатлением этого события и появился на свет этот кюй.

В поисках тем для вдохновения, оттачивая исполнительское мастерство, кюйши путешествовал всю жизнь. Много времени провел в Туркмении, и привязанность к туркменской музыке наложила отпечаток на кюи Казангапа, сделав их лиричными, непохожими на динамичные мелодии Курмангазы и героические Махамбета. Как пишет кюйши и искусствовед Садуакас Балмаганбетов, «кюи Казангапа – это неяркая песнь. И в этой неяркости скрыта страшная метафизическая тайна бытия».

До наших дней дошло около ста его произведений. Кюи Казангапа – это философское размышление о жизни и судьбе простых людей. Выходец из глубин народа, он всем сердцем воспринимал чаяния и нужды казахов, его домбра пела о несправедливости, поселившейся в казахской степи.
Именно поэтому народная память бережно сохранила и донесла до нашего времени музыкальное наследие Казангапа.

Его произведения отличаются глубиной содержания, совершенством форм, красотой музыкального языка. Он создал свою исполнительскую школу, оригинальную по стилю и манере игры. Сегодня его произведения представлены в репертуаре известных оркестров республики, звучат со сцены в исполнении признанных музыкантов-виртуозов, его именем назван музыкальный колледж в Кызылорде.
 

Фото: kzvesti.kz

Читайте также: