Kyzylorda-news.kz Большой интерес археологов вызывают расположенные на территории Кызылординской области в предгорьях Каратау петроглифы ущелья Сауыскандык. По мнению ученых, наскальные изображения, сохранившиеся здесь, по своей исторической значимости не уступают знаменитым наскальным рисункам Танбалы в Семиречье, вошедшим в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Хребет Каратау, северо-западный отрог Тянь-Шаньских гор в Южном Казахстане, относится к территории трех областей – Кызылординской, Туркестанской и Жамбылской. Каратауский хребет, окруженный с двух сторон пустынями, издревле был настоящим оазисом: на севере он был окружен бескрайними степями Бетпак-Далы и безмолвными песками Моюнкумов, на юге – губительных для всего живого Кызыл-Кумов. Здесь пролегали важнейшие караванные пути, соединявшие Бактрию и Маргиану, Северный Иран, Западный и Центральный Казахстан, Урал. Располагавшиеся здесь населенные пункты стали торговыми узлами, на протяжении веков выполняя роль караван-сараев для многочисленных путешественников, купцов и прочего люда.
Первые упоминания о наскальных рисунках, выбитых в ущелье Сауыскандык в предгорьях Каратау появились в конце XIX века в отчетах Туркестанского археологического общества. О наличии на скалах неизвестных рисунков писали русские офицеры и ориенталисты. В 1906 году более подробно наскальные рисунки ущелья Сауыскандык описал русский ученый и географ Альфред Кирхгоф. Планомерное и системное обследование петроглифов ущелья Сауыскандык начали проводить в 60-х годах прошлого столетия.
Дальнейшее исследование наскальных рисунков ущелья Сауыскандык возобновила в 2004 году археологическая экспедиция «Туран» международного универститета имени А. Яссави под руководством ученого-археолога, доктора исторических наук, профессора Мадияра Елеуова.
В ущелье Сауыскандык, расположенном в 50 километрах от аула Енбекши Шиелийского района, археологами была найдена большая группа наскальных изображений. Общая протяженность территории, на которых можно увидеть рисунки, составляет порядка семи километров и занимает площадь в 500 гектаров. По мнению ученых, петроглифы условно можно разделить на девять групп. Причем относятся они к разным временным пластам, о чем говорит разная технология их исполнения. Представлена техника пикетирования – выбивка рисунка за счет нанесенных на поверхность скалы углублений (точек) различного размера и глубины, что, скорее всего, указывает на инструмент, которым пользовались при нанесении изображения. Рисунки миниатюрного размера, отличающиеся своей грациозностью, выполнены техникой процарапывания, по всей видимости при этом использовался рабочий инструмент из металла. Есть рисунки, выбитые только по контуру, или выполненные с использованием техники пикетирования с элементами выбивки по контуру, что визуально придавало рисункам эффект выпуклости. Между тем, часть рисунков имеет большие размеры – от 2-х до 4-х метров, что является большой редкостью не только для казахстанского, но и для всего центральноазиатского наскального творчества. Есть группа рисунков, которая по сравнению с другими, плохо сохранилась, в связи с чем ученые предполагают, что эти петроглифы горы Баласауыскандык, возможно, одни из самых древних, сохранившихся на территории Казахстана.
Главные сюжеты петроглифов Сауыскандык – образы людей в масках с ритуальными жезлами, хоровод женщин с бубнами, колесницы и повозки, сцены из военной жизни, картины быта. Для большей части петроглифов характерна натуралистическая манера изображения – образы легко узнаваемы и реальны. Все они связаны с различными религиозными ритуалами, мифологическими идеями, объединенными в разные сюжеты и композиции. Сюжеты рисунков помогают датировать петроглифы независимо от результатов археологических раскопок поселений. Например, боевые колесницы появились в начале II тысячелетия и существовали примерно до IV века до нашей эры во времена царя Дария и Александра Македонского.
Встречаются антропоморфные и зооморфные фигуры – изображения быков, косуль, лошадей, зверей, птиц. Видовой состав изображенных животных, техника исполнения рисунков и их сохранность позволяют датировать их поздними периодами эпохи камня (неолит-энеолит).
Часть рисунков выполнена с использованием стиля «битреугольника», характерного для некоторых стран Центральной Азии. В связи с чем ученые предполагают, что они относятся к периоду бронзового века и датируют второй половиной II тысячелетия до нашей эры.
В ущелье Сауыскандык насчитывается примерно 8-10 тысяч наскальных изображений, которые представляют собой уникальный образец изобразительного искусства древности. В то же время петроглифы Сауыскандык являются ярким примером того, насколько сильно древние письмена и изображения подвержены антропогенному и природному разрушению. Особую озабоченность по этому поводу высказывает ученый и археолог М. Елеуов, который внес значительный вклад в их изучение. По его словам, памятники первобытной культуры находятся под угрозой уничтожения. Со стороны местных жителей нередко встречаются факты порчи, под древними рисунками они выбивают свои инициалы, оставляют другие записи. Петроглифы Сауыскандык – весьма ценный материал для изучения истории наших предков и наша задача – сохранить и передать потомкам это достояние.
Фото: пресс-служба акима Кызылординской области