Kyzylorda-news.kz В 2024 году 1 мая исполнилось 130 лет со дня рождения поэта, писателя, драматурга, общественного деятеля Ильяса Жансугурова. Ученые и историки на протяжении десятилетий по крупицам собирали сведения об Ильясе Жансугурове, которых оказалось немного. Оно и понятно, поскольку после того, как его вместе с лучшими представителями казахской интеллигенции расстреляли в 1938 году, это имя долгие годы было под строжайшим запретом.
Родился будущий поэт в 1894 году в отдаленном ауле, больше известном как аул № 4 Копальского уезда Семиреченской области. В становлении молодого человека большую роль сыграл его отец, известный на всю округу кузнец и мастер Жансугур. Несмотря на отсутствие какого-либо образования, он знал арабскую грамоту, любил устное народное творчество. С юных лет будущий поэт познакомился с творчеством Абая, Шернияза, Махамбета, Ахана, Биржана и других известных в казахской степи поэтов, певцов, жырау.
Творческое дарование проявилось уже в детские годы - Ильяс любил играть на домбре, пробовал импровизировать, сочинял свои первые стихи. Но прежде он начал изучать содержание айтысов между известными семиреченскими акынами.
Первые стихотворения юного поэта появились на свет, когда он проходил обучение в Карагашской неполной средней школе. Есть сведения о том, что после ее окончания он учился в известной школе «Мамания» - первом полноценном образовательном учреждении в регионе, построенном на деньги купцов Мамановых. К этому периоду ученые относят первые рукописи поэта. В 1917 году в журнале «Сарыарқа» были опубликованы его стихотворения «Сарыарқа» и «Тілек». Надо сказать, большое влияние на становление поэтического мастерства оказали произведения казахского устного народного творчества, а также поэтов-импровизаторов, которыми славилась казахская степь.
После окончания учебы Ильяс Жансугуров возвращается в родные края и работает в школе аула Белтоган. Почти десять лет Ильяс учительствовал, а в свободное время помогал старшим по хозяйству, писал стихи, мечтал получить хорошее образование. И лишь в 1920 году появилась такая возможность, и он едет в Ташкент, где поступает на двухгодичные учительские курсы. В эти годы началось его знакомство с русской и зарубежной классической литературой. После окончания курсов Ильяс работал учителем и начал публиковать свои стихи в газете «Тілші». Это время стало началом его общественной и литературной деятельности. Известность молодому поэту принесли стихотворения «Молодежь», «Осенью», «Весною», «Соловьи» и другие.
Старшие коллеги, работавшие на ответственных должностях в республике, заметили талант и трудолюбие молодого учителя. В результате он был назначен учителем, а через некоторое время стал директором института народного просвещения в Алма-Ате.
Молодой человек горел желанием продолжить свое образование, и в этом помогли его друзья Санжар Асфендияров и Ораз Жандосов. По их протекции Ильяс отправился в Москву и поступил в Коммунистический институт журналистики. В Москве молодой поэт много читает, отдавая предпочтение художественной и философской литературе. В то же время часто посещает музеи, театры, заводы и фабрики. Большое впечатление на него произвело посещение московского завода «Серп и молот». В результате на свет появилось стихотворение «На заводе».
После окончания первого курса он приехал на Родину, где его ждало печальное известие: его супруга Аманша скончалась во время родов. Известно, что любые переживания поэта, будь то радость или горе, выражаются в стихах. Так на свет появились стихотворения «Прощание с Аманшой» и «У могилы милой Аманши», наполненные чувством боли от утраты любимой.
Однако Ильяс нашел в себе силы, чтобы не впасть от горя в депрессию – он продолжил обучение в Москве. В стенах института журналистики он встречается с Владимиром Маяковским, Демьяном Бедным, Эдуардом Багрицким, Михаилом Светловым и другими русскими поэтами. В институте его характеризовали как дисциплинированного и сдержанного студента, добросовестно выполняющего партийные задания. Отметим, что Ильяс Жансугуров стал первым профессиональным журналистом в Казахстане, получившим высшее специальное образование в Москве.
До 1929 года И. Жансугуров вместе с другими партийными и государственными деятелями жил и работал в Кызылорде, которая в те годы была столицей Казахстана. Несколько лет был сотрудником газеты «Еңбекші қазақ». Параллельно продолжал писать стихи и начал осваивать сложный жанр поэмы. Он пишет о приходе в степь промышленной революции, формировании рабочего класса, радуется тому, что вчерашние скотоводы стали шахтерами, механиками, железнодорожниками и металлургами. Характерное для того времени произведение поэта – стихотворение «Золотая чаша», в нем в эпической форме описывается освоение золотоносных месторождений Риддера.
Идеей светлого будущего казахов пропитано и другое произведение И. Жансугурова - поэма «Степь». От лица двух героев – пожилого аксакала и своего ровесника-поэта он описывает основные вехи истории Казахстана последних столетий. Это нашествие джунгар, присоединение Казахстана к России, колониальная политика русского царя, установление в степи Советской власти. В этом произведении ощущаются новые веяния русской поэзии, вдохновленность творчеством таких авторов, как В. Маяковский, а также характерная для народного творчества стихотворная форма «толғау».
Всего же при жизни поэта было издано почти 20 сборников. В течение достаточно короткого времени И. Жансугуров стал признанным мастером поэтического слова – его стихи не уводят читателя в заоблачные дали, а говорят о земном, но в то же время в них есть особая притягательная сила. Наверное, поэтому его стихи любили и любят по сей день. Признанием его как сложившегося литератора, мастера поэтического искусства стало избрание первым секретарем Союза писателей Казахстана.
В целом же о тридцатых годах прошлого столетия можно с полным на то основанием говорить, что они стали временем взлета творчества Ильяса Жансугурова. Он сумел показать себя и в других литературных жанрах. Из-под его пера в эти годы вышли поэмы «Күюйші», «Степь», «Құлагер», роман «Товарищи», многочисленные фельетоны и очерки, рассказы, стихотворения и пьесы. С большим интересом он работал над переводом произведений А. Пушкина, М. Лермонтова и других классиков русской литературы.
В 1937 году по доносу одного из сотрудников И. Жансугурова арестовали, обвинив в антисоветской деятельности и попытке организации национального движения. Как говорят историки, уголовное дело было настоящей насмешкой над поэтом: человек, отдавший все свои силы и талант во имя новой власти, которая, как тогда твердо верили люди, несет казахскому народу светлое будущее, был обвинен в антисоветской деятельности.
Сегодня, когда дана объективная оценка политическим репрессиям тридцатых годов, мы узнали о том, что арестовать и расстрелять человека по голословному обвинению в те годы было привычным делом. Так случилось со многими представителями казахской интеллигенции, в числе которых оказался великий казахский поэт Ильяс Жансугуров. Его расстреляли в феврале 1938 года. А незадолго до расстрела к нему приезжала жена с новорожденным сыном Болатом (к слову, после смерти Аманши несколько лет Ильяс провел один и незадолго до ареста встретил девушку – молодые люди сразу же понравились друг другу и поженились). Говоря о судьбе сына, Ильяс с иронией сказал: «Пусть лучше будет сапожником. Пусть учится шить обувь – это лучше, нежели он станет поэтом и будет невинно осужден».
Некоторые произведения поэта после его ареста считались потерянными навсегда. И лишь после реабилитации друзья и родственники принесли семье Ильяса его произведения в рукописи, которые сумели сохранить, невзирая на угрозу ареста и выселения. Так, один из родственников жены поэта написал расписку об уничтожении рукописей, а на деле зашил их в подушку и берег вплоть до своей смерти в 1980 году. И лишь в 1957 году Ильяса Жансугурова реабилитировали, и он был признан жертвой политических репрессий.
По воспоминаниям старожилов, в Кызылорде на месте торгового дома «Айтбек» когда-то были многочисленные одноэтажные дома с саманной крышей. В одном из них жил ярчайший представитель казахской литературы Ильяс Жансугуров. На стене этого дома была установлена мемориальная доска, напоминающая о том, кто жил в этом доме. Жаль, что об этом факте сегодня ничто не напоминает – давно уже нет того дома. Так случилось и с другими домами, где в свое время жили Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Алма Оразбаева и другие люди, имена которых остались в истории Казахстана.
Казыбек КАМАЛУЛЫ
Фото: Википедиа