Kyzylorda-news.kz История Приаралья насчитывает несколько тысячелетий. Населявшие некогда эту огромную территорию племена саков, канглы, огузов и кипчаков сыграли важную роль в этногенезе казахского народа и в формировании современных народов Средней Азии и Восточной Европы. Огонь просвещения и развития здесь никогда не угасал. Даже в период российского верховенства и постсоветской жизни земля Сыра, в отличие от других территорий страны, сохранила в неизменном виде свои национальные традиции, язык и культуру. Жители области гордятся историей своего народа, с уважением относятся к историческим и архитектурным памятникам.
Развалины древних городов, некогда огромных и процветающих очагов средневековой цивилизации Жанкент, Сыганак, Жент, Баршынкент, расположенных на Великом Шелковом пути, свидетельствуют о существовании у наших предков огузов и кипчаков богатейшей городской культуры. Эти города хранят память о мудрых и коварных правителях, жестоких и кровопролитных войнах, смелых и отважных батырах, искусных певцах и сказителях.
В Жанакорганском районе в десяти километрах к западу от аула Акжол сохранились развалины древнего города Озгента. Первые упоминания об Озгенте, или Огизкенте сохранились в записях средневековых арабских авторов, которые называли его крупным торговым центром на левом берегу Сырдарьи. В 1900 году первым исследовал развалины Озгента член Туркестанского любительского кружка археологов, востоковед и исследователь Южного Казахстана Василий Каллаур. После окончания Санкт-Петербургского военного училища для дальнейшего прохождения службы он был направлен в Туркестан, и в 90-х годах XIX столетия его назначили начальником Аулие-Атинского уезда. Он заинтересовался местными археологическими памятниками, подробно описал средневековые памятники архитектурного зодчества – мавзолеи Айша Биби, Карахана и Даутбека, составил «Родословную Карахана», перевел с арабского надписи на древних памятниках и мавзолеях Южного Казахстана.
В 70-х годах прошлого столетия исследования на развалинах города проводила Отрарская археологическая экспедиция Института археологии имени Маргулана, после обретения Казахстаном независимости в 2004 году исследовательские работы проводила археологическая группа «Туран» под руководством доктора исторических наук Мадияра Елеуова. В начале прошлого столетия развалины городища описал в книге «Древности киргизской степи и Оренбургского края» археолог, историк и путешественник Иосиф Кастанье.
Развалины древнего Озгента занимают площадь порядка 250-300 метров. Город был хорошо укреплен – окружен крепостными стенами, вдоль левой стены сохранились остатки 15 сторожевых вышек. Вокруг был вырыт ров глубиной в два и шириной около 10 метров. В город можно было попасть через ворота, расположенные в восточной части, ширина которых – около 8-10 метров.
Найденные во время раскопок предметы указывают, что город предположительно существовал в VIII-XII веках. По мнению В.Каллаура, сохранившиеся развалины свидетельствуют о существовании двух периодов в истории города. Он разделил развалины города на внутренний Озгент и внешний Озгент. Развалины внутреннего Озгента относятся к более раннему периоду до монгольского нашествия. Небольшая крепость располагалась на берегу реки Озгент, притока Сырдарьи. Судя по остаткам, здесь не было крупных строений, сохранились только фрагменты мечети, окрестности густо заросли саксаулом. Развалины дали Каллауру предположить о существовании Озгента более позднего периода, относящегося к эпохе Золотой Орды. Следы многочисленных арыков дают основание предположить, что в городе существовала хорошо развитая ирригационная система, сохранились следы крупных построек и улиц.
Более поздний период города относится, по мнению ученых, к XIII-XVIII векам. Город был описан русскими ориенталистами и путешественниками – капитаном Олегом Домбровским в статье «Древняя башня (минарет) в селении Узгент», Николаем Маллицким в труде «Несколько слов о древностях Узгента».
В записях арабских путешественников Озгент упоминается как крупный торговый центр на Великом Шелковом пути. В некоторых источниках город встречается под названием Узжан. Через Озгент шел путь торгового люда из Мавереннахра в Туркестан. Аль-Истрахи называет Озгент последним городом Мавереннахра, Ибн-Хордадбек пишет, что город, в котором жили люди, поклоняющиеся огню, существовал во времена прибытия в Великую степь арабских миссионеров.
В средние века существовавшие в низовьях Сырдарьи города отличались развитой городской цивилизацией, высокой культурой жизни. Судя по найденным на месте раскопок обломкам керамики, можно предположить, что в Озгенте было хорошо развито гончарное ремесло, ковроткачество. Горожане занимались земледелием, об этом говорят следы остатков арычной системы.
Своего наивысшего расцвета Озгент достиг к середине XIII века. В развитии экономики городов нижнего течения Сырдарьи немаловажную роль сыграло то, что в начале XIV века они вошли в состав Ак Орды, которая стала первым крупным государственным образованием, сложившимся в послемонгольский период на территории современного Казахстана.
В.Каллаур писал, что во время нередких в этих краях степных ветров и буранов люди находили на месте города медные монеты. В 1900 году Сеит кожа и Менли кожа нашли монеты с надписью «Әлһәмділлә – 761» (1358 г.). Многие из них относились к XIV веку и были отчеканены в столице Ак Орды Сыганаке. Найдены также монеты, выпущенные в Хорезме, Самарканде, Баршынкенте, Бухаре и даже китайском государстве Северный Сун. Монеты были украшены узорами, изображениями животных и птиц, надписями на арабском языке с именами казахских ханов Узбека, Уруса, Тохтамыша. Найдены также тамги, серебряные и медные денежные знаки знаменитого эмира Тимура. На лицевой стороне одной из найденных монет была надпись «Султан правосудный Тохтамыш хан», на оборотной – «Чекан Узгента 783 (1381 г.)», что доказывает, что в Озгенте был собственный монетный двор. Все это свидетельствует о том, что город был крупным торговым центром на маршруте Великого Шелкового пути, где возникли товарно-денежные отношения, вытеснившие существовавший ранее товарный обмен.
До монгольского нашествия город был в составе кипчакского государства. Как и другие центры средневековой культуры, он был полностью уничтожен войсками Чингисхана. Позднее в период правления Касым хана Озгент был возрожден и вернул свою былую славу, вошел в состав Казахского ханства и находился под гегемонией столицы Ак Орды Сыганака. Относительно причины исчезновения города ученые строят различные предположения и догадки. По версии В.Каллаура, город навсегда исчез с исторической арены из-за опустошительных набегов калмыкских джунгар и кровопролитных сражений с войсками Тамерлана и его потомков.
В 2018 году была определена охранная зона и установлена табличка с QR-кодом. Возможно, в дальнейшем исследование и изучение развалин городища прольют свет на еще неразгаданные тайны и откроют доселе неизвестные страницы истории края.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
Фото kzvesti.kz