Kyzylorda-news.kz Современные злоумышленники любят представляться работниками банков, полиции, государственных органов и регулятора. Но в последнее время для введения в заблуждение особенно пожилых людей они маскируются сотрудниками бытовых служб. Подробнее расскажет Fingramota.kz
У вас скоро все сломается!
Именно так любят запугивать пенсионеров мошенники, которые представляются сотрудниками жилищно-коммунальных служб, обслуживающих компаний, водоканала и прочих бытовых организаций. Но давайте по порядку.
Сначала псевдокомунальщики совершают обзвоны или даже обходы квартир для того, чтобы выявить, где живут потенциальные жертвы. Они предпочитают коммуницировать в первую очередь, с пожилыми людьми, одинокими женщинами и, как ни странно, студентами и в целом молодежью. Здесь все дело в том, что мало кто из молодых людей хорошо разбирается в устройстве домового быта и правилах коммунального обслуживания.
Мошенники представляются любой из служб и сообщают, что в настоящее время проводится проверка/техобслуживание/замена какой-то важной детали: счетчиков, водопроводных труб, пластиковых окон, домофона, и.т.д. И жильцам необходимо, во-первых, предоставить доступ в помещение, во-вторых, устранить недостатки, которые обязательно найдутся.
Далее у злоумышленников две тактики. Первая – прямое запугивание. Они утверждают, что приборы в вашем доме установлены с нарушениями и если все срочно не исправить, то жильцам светит огромный штраф. Исправить, кстати, можно чуть ли не немедленно. Естественно, за определенную плату, которая тоже весьма велика, но все-таки значительно ниже, чем сумма потенциального штрафа. Дополнительно мошенники могут потребовать плату за не составление актов нарушений и мнимую срочность вопроса.
Вторая тактика использует понятие «риск упущенной выгоды». Жильцам сообщают, что их техника уже на грани и через некоторое время обязательно сломается. Если это произойдет, то уже тогда будут и штрафы, и оплата последствий. Плановая замена обойдется очень дорого. Но вот прямо сейчас проходит акция, в рамках которой можно все сделать в несколько раз дешевле. Иногда такие схемы применяют компании, продающие, например, окна, двери или кухонное оборудование. Они предлагают сделать огромную скидку хотя на деле их товары и услуги все еще окажутся в несколько раз дороже рынка. Обычно эта схема рассчитана на пенсионеров, которых легко убедить в том, что предложение уникально и ограничено.
В визитах таких «проверяющих» кроется еще одна опасность – они пытаются собрать личные данные. Обычно это маскируется под проведение опросов и анкетирования. Однако, помимо этого, они изучают обстановку, оценивают стоимость техники и вещей, чтобы потом понимать, какую сумму максимально можно потенциально выманить у жертв.
Собранные данные потом могут также быть использованы в мошеннических схемах с вашими родственниками, при контакте с которыми злоумышленники будут рассказывать те подробности вашей жизни, которые можете знать только вы.
Ну и самое главное. Общение с мошенниками и передача им денег за любые якобы предоставленные услуги в любом случае не решит ваших проблем и не избавит от настоящих проверок и необходимости поддерживать бытовые устройства в порядке.
Налоги, платежи и контрагенты
Еще одна болевая точка, на которую любят давить мошенники – отчетности и платежи. В зоне риска здесь в основном молодые предприниматели. Но и работающее по найме население тоже может попасть в поле зрения псевдо проверяющих.
Обычно они предпочитают взаимодействовать в мессенджерах – посылают поддельные справки, выписки или даже постановления уполномоченных органов. После этого «специалист» связывается с потенциальной жертвой напрямую и сообщает о якобы страшных возможных последствиях. Представляется он при этом официальным лицом, например, налоговым инспектором или сотрудником финансового мониторинга.
В конце диалога мошенник либо предлагает «решить вопрос» здесь и сейчас путем перечисления определенной суммы на неофициальный счет. Либо даже может быть выставлена похожая на настоящую платежная квитанция с официальными реквизитами.
Все дело в том, что, переводя деньги на счета третьих лиц, вы делаете это добровольно. Особенно если перевод был осуществлен между банками. Но не исключены здесь и дропперские схемы. То есть вы переводите деньги нашим соотечественникам, которые в свою очередь либо переводят их далее по цепочке, либо обналичивают и передают мошенникам. Конечного получателя в этих схемах установить довольно сложно.
Еще одна схема заключается в том, что мошенники отслеживают предложения и закупки предпринимателей, связываются с ними все также в мессенджерах, втираются в доверие и предлагают свои услуги со скидкой или, например, закупку большой партии за определенный интерес (простым языком - откат). Обещанная выгода может быть довольно велика, поэтому иногда такие схемы все-таки действуют. В результате рано или поздно вам предложат совершить перевод или платеж, который в итоге попадет к мошенникам.
Ну и, наконец, мошенники любят использовать информацию о ваших родственниках и их выдуманных проблемах. Допустим поинтересуются, знаете ли вы, что у близкого вам человека проблемы. И предложат решить их за него. Это специально будет сделано в тот момент, когда этот человек будет не на связи или наоборот, занят общением с другими мошенниками. Помните, что вы, во-первых, не несете ответственность за деятельность кого бы то ни было. А во-вторых, есть ряд правил которые нужно соблюдать.

Итак, чтобы быть во всеоружии, Fingramota.kz составила для вас список правил для общения с такими мошенниками:
1. В обязательно порядке проверяйте все документы проверяющих и сотрудников любых организаций. Зачастую на проведение проверок и работ у них должен быть «подрядный лист». Не стесняйтесь позвонить в организацию, работником которой представляются проверяющие.
2. Если проблема действительно существует вы вправе самостоятельно вызвать специалиста из обслуживающей организации и согласовать удобное вам время. Спешка и срочность – признаки мошенничества, поскольку вам стараются не дать времени на принятие осознанных решений.
3. Помните! Никакие финансовые и правовые вопросы не решаются по телефону или в мессенджерах. У вас есть право лично обратиться в любую организацию и запросить консультацию специалиста на месте.
4. Не переводите деньги на счета третьих лиц и не оплачивайте непроверенные выставленные счета в мобильных приложениях банков второго уровня. Даже если мошенническая схема раскроется, средства могут быть потеряны через дропперские схемы.
5. Важно! Расскажите о таких схемах своим друзьям и родственникам, особенно пожилым. Можно сделать так, чтобы они не принимали никаких решений, тем более связанных с оплатой, без вашего согласования.
Берегите себя, свои деньги и повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
Фото: Fingramota.kz