Kyzylorda-news.kz Сегодня отмечается Международный день пожилых людей. Fingramota.kz поздравляет всех с этим прекрасным осенним праздником и напоминает, что люди преклонного возраста наиболее уязвимы перед финансовыми мошенниками. Один из популярных способов обмана, которые используют преступники – это телефонное мошенничество.
Расскажем, как можно защититься от социальных инженеров, которые звонят к пожилым гражданам и придумывают множество легенд, чтобы завоевать их доверие и выкрасть конфиденциальную информацию или деньги.
«Переведите деньги на безопасный счет»
Итак, представим ситуацию: пенсионеру позвонили злоумышленники и представились банковскими сотрудниками, сообщили, что якобы кто-то пытается снять деньги с его счета. Поэтому нужно как можно быстрее перевести средства на некий безопасный счет, который открыл банк. Далее пенсионера дотошно инструктируют, как сделать перевод, предлагают скачать некое приложение по ссылке, присланной в WhatsApp или по SMS. Если пенсионер выполнит указания звонящего, то лишится всех своих накоплений.
Как правильно поступить: Мошенники отлично разбираются в человеческой психологии и знают, на какие болевые точки давить. Многие из них мы рассмотрим в этом материале. Лжеконсультанты не жалеют слов на запугивание пенсионеров, красочно рисуя масштабы неминуемо ожидающей их «катастрофы», если они им не доверятся. Здесь самое главное – прервать разговор. И далее – позвонить в свой банк и уточнить ситуацию. Найти номер банка легко: он есть на оборотной стороне карточки и в мобильном банковском приложении, также можно попросить помощи у родственников.
Очень важно: не верьте тем «сотрудникам банка», которые запрашивают информацию о вашей карте, ее полные реквизиты, секретные три цифры на обороте; не переводите деньги; не устанавливайте сомнительные приложения; не переходите ни по каким ссылкам. Запомните: банковские сотрудники НИКОГДА не будут просить у вас по телефону персональные данные, в том числе коды подтверждения, ПИН-коды. Эта информация предназначена только для вас и точно не для третьих лиц.
«Срочно установите наше новое приложение»
Иногда от пенсионеров даже не требуют никакой информации – все это за мошенников сделает вредоносное программное обеспечение. Итак, пенсионеру звонят злоумышленники и говорят, что якобы служба безопасности банка переходит на новый сверхбезопасный режим работы, и поэтому нужно установить некое приложение. Ссылку присылают по SMS или в мессенджер, пенсионер переходит, устанавливает приложение, а дальше с его счета начинают уходить деньги, так как мошенники получили полный доступ к, скажем так, «аккаунту» своей жертвы.
Как правильно поступить: все приложения обязательно должны проходить специальную проверку, и поэтому банки советуют скачивать их только через Google Play или App Store, там, где есть хорошие отзывы и оценки. К тому же, сотрудники банков не просят продолжить беседу в мессенджерах и никогда не будут присылать ссылки на скачивание приложения. Да, есть чат-боты банков в мессенджерах, а при оформлении крупных займов определенный менеджер может консультировать по переписке, но такие разговоры носят только ознакомительный и уточняющий характер, не предполагая финансовых операций.
«Нужно установить коммунальный счетчик или сделать перерасчет пенсии»
К пожилым гражданам могут позвонить мошенники, которые представляются сотрудниками коммунальных служб или Единого накопительного пенсионного фонда. Так, они предлагают бесплатную плановую замену счетчика электроэнергии или воды без очередей, и для этого просят сообщить код, который приходит на мобильный телефон пенсионера. Также мошенники под видом представителей ЕНПФ звонят и сообщают о том, что к пенсии по закону положена надбавка. Они просят подтвердить данные для перерасчета пенсии: полные реквизиты карты, код из SMS.
Это довольно распространенные схемы, и многие пенсионеры, к сожалению, верят звонящим и не задумываются о последствиях, когда предоставляют преступникам персональные сведения.
Как правильно поступить: нужно завершить разговор и не сообщать конфиденциальную информацию посторонним лицам. Помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Полезные советы: как защититься от телефонных мошенников
Не позволяйте давить на себя – не давайте волю эмоциям, не бойтесь прерывать разговор, помните о важности критического мышления, всегда анализируйте ситуацию.
Не думайте, что вы неуязвимы – излишняя самоуверенность только делает вас легкой мишенью для мошенников. Фраза «с кем угодно, но не со мной» сослужит плохую службу, если вы будете недостаточно внимательны и бдительны.
Никогда не отвечайте сразу – как бы вас ни уверяли, что времени мало, что все «горит», всегда берите время на размышления и анализ, и не бойтесь звонить в соответствующие органы.
Задавайте конкретные вопросы – всегда уточняйте данные того, кто звонит: адрес его работы, должность, круг обязанностей. Не лишним будет сказать, что вы записываете разговор, потому что на этом этапе мошенники предпочитают закончить беседу.
Советуйтесь с людьми, которым доверяете – со стороны всегда виднее, и ситуация, которая для вас выглядит нерешаемой, может оказаться совсем не такой, а вы получите ценный совет, который сбережет вам деньги и нервы. Кроме того, человеку из вне легче анализировать, и он быстрее заметит опасность. Но, разумеется, это не значит, что делиться своими проблемами нужно со всеми вокруг – только с близким кругом людей, которые заслуживают вашего доверия.
Не продолжайте разговор, если вам настойчиво что-то предлагают и учитесь отказывать. В этом помогут так называемые стоп-фразы «Мне нужно обсудить это с дочерью или сыном» – это и хороший прием психологической защиты, и покажет мошенникам, что вы не согласны на их условия.
Всегда перезванивайте в банк и родственникам – как бы вас ни уверяли, что времени нет, что «идет счет на секунды», кладите трубку и звоните сами – в банк и близким. Это дело нескольких секунд, а в перспективе – спасение себя от финансовой пропасти и скачков давления.
Никому и никогда не сообщайте свои персональные данные, реквизиты банковской карты, срок ее действия, CVC/CVV-код (три цифры на обороте), кодовое слово, SMS-код и остаток средств на счете.
Подробнее читайте в разделе “Осторожно, мошенники”
Источник: fingramota.kz