Fingramota.kz представляет вашему вниманию ответы на актуальные вопросы казахстанцев по теме противодействия финансовым пирамидам и мошенничеству.
Граждане могут получить консультации в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка через следующие основные каналы обратной связи – это мобильное приложение «𝑭𝒊𝒏𝒈𝒓𝒂𝒎𝒐𝒕𝒂 𝑶𝒏𝒍𝒊𝒏𝒆» и call-центр по номеру +7 (727) 237 1000.
Мобильное приложение функционирует с 25 июня 2020 года в целях оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи населения с финансовым регулятором. В нем представлено 14 тематических разделов, в которых можно задать вопросы регулятору о финансовых продуктах и услугах, взаимодействии с финансовыми организациями, МФО, коллекторскими агентствами, случаях мошенничества. С момента функционирования посредством «𝑭𝒊𝒏𝒈𝒓𝒂𝒎𝒐𝒕𝒂 𝑶𝒏𝒍𝒊𝒏𝒆» принято и обработано 7,4 тыс. вопросов пользователей.
Для повышения доступности и полноты информации о деятельности финансового регулятора в Агентстве с 24 мая 2021 года функционирует call-центр, через который на сегодня поступило свыше 50,5 тыс. звонков. Граждане обращаются в АРРФР не только для получения консультаций по вопросам защиты их прав и интересов как потребителей финансовых услуг, взаимодействия с участниками финансового рынка, но и для уточнения статуса ранее направленных обращений. Время работы call-центра: в будние дни с 10.00 по 17.00 часов, обеденный перерыв – с 13.00 до 14.30 часов.
Вопрос: Ко мне пришло SMS о том, что на мою карту страховщик должен сделать возврат страховых начислений, но из-за каких-то технических ошибок нужно завершить оформление возврата вручную. И рядом указана ссылка, перейдя на которую давались инструкции по оформлению возврата. Действительно ли страховые компании рассылают такие сообщения или это мошенники?
Ответ: Вы столкнулись с одной из распространенных схем обмана. Злоумышленники представляются страховыми организациями, либо банками, пенсионным фондом, центром помощи народу Казахстана, инвестиционными компаниями и т.д. Они могут рассылать SMS или push-уведомления о том, что вам или вашим близким назначено пособие, социальная выплата, различные бонусы, или просто сообщить, что вы выиграли конкурс или стали победителем случайного розыгрыша призов в честь какого-либо праздника.
Перейдя по ссылке и выполнив указанные действия (скачать приложение, указать реквизиты карты, трехзначный номер на обороте, код подтверждения и др.), вы, сами того не подозревая, можете предоставить мошенникам доступ к своему банковскому счету.
Вы поступили правильно, что удалили сообщение. В следующий раз не переходите по сомнительным ссылкам, обратите внимание от имени какой компании пришло SMS, и самостоятельно перезвоните туда только по официальным номерам, указанным на веб-сайте данной организации.
Вопрос: Что такое дипфейк и как используют его преступники в мошеннических целях?
Ответ: Дипфейк – это результат работы ряда алгоритмов для синтеза изображений человеческого лица или голоса. Основные алгоритмы, применяемые для решения данной задачи, основаны на генеративно-состязательных сетях. Таким образом можно копировать существующего человека, мимику и голос. Технология применяется на телевидении и в социальных сетях, когда цифровая копия человека может изобразить телеведущего или блогера.
Существуют несколько способов мошенничества с применением дипфейков. К примеру, подделка чужой личности для получения доступа к банковским счетам и оформления подставных кредитов, синтез фейковой личности для совершения финансовых транзакций и воспроизведения схем кредитного мошенничества, использование данных умершего человека для получения доступа к его онлайн-сервисам и учетным записям.
Вопрос: В последнее время мошенники все чаще звонят ко мне, супругу и родителям. Они представляются сотрудниками службы безопасности банка, мы понимаем, что это преступники. Но вдруг действительно позвонят из банка, как их отличить?
Ответ: Телефонные мошенники используют различные схемы для обмана граждан. Одна из самых распространенных – звонок из банка. Главная цель злоумышленников – завладеть вашими деньгами. Повод может быть очень серьезный – к примеру, оформление подставного кредита. Начав свой обман с телефонного звонка, мошенники далее продолжают обрабатывать потенциальных жертв через переписку посредством WhatsApp или Telegram: высылают поддельные документы для подтверждения, что они якобы являются работниками банка, а также инструкции «по спасению денег». Более того, аферисты просят перейти по ссылкам или скачать различные приложения, типа Any Desk или TeamViewer. С их помощью можно удаленно подключиться к чужому мобильному устройству, на котором установлено банковское приложение, и уже без участия и согласия владельца совершить хищение денежных средств.
Поэтому, чтобы не стать жертвой мошенников, стоит усвоить несколько важных рекомендаций. Если на том конце провода просят оформить «зеркальный кредит», перевести средства на «безопасный счет» или «страховую ячейку», знайте – это мошенники. Банковские работники никогда не торопят и не запугивают клиента, и тем более не запрашивают персональные данные при первом звонке. Банк сначала заблокирует подозрительную операцию и только потом звонит клиенту.
Если вы все же сомневаетесь, звонят к вам из банка или это вишинг, то есть телефонное мошенничество, рекомендуем перезвонить в свой банк по официальному номеру. Если же вы все-таки успели сообщить мошенникам конфиденциальную информацию о себе и своей карте, сразу оповестите банк и обратитесь с заявлением в правоохранительные органы.
Вопрос: Как распознать финансовую пирамиду, они ведь так умело маскируют свою деятельность под различные сферы деятельности, особенно в интернете?
Ответ: Чтобы распознать финансовую пирамиду, необходимо знать ее основные признаки:
- отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке, и/или точного определения деятельности организации;
- обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень;
- выплата средств за привлечение новых участников;
- гарантирование получения доходности при вложении в «инвестиционные» проекты;
- массированная реклама в СМИ, интернете;
- отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования;
- отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов и другое.
Если компания, которая призывает вложить деньги, обладает хотя бы несколькими из вышеописанных признаков, стоит задуматься о ее надежности.
Увидев рекламу такой организации, незамедлительно обращайтесь в правоохранительные органы – Министерство внутренних дел РК по месту жительства, а также в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка и Агентство РК по финансовому мониторингу.
Вопрос: Ко мне позвонил по видеозвонку через WhatsApp мужчина в форме и представился сотрудником КНБ. Он сказал, что проводится расследование, стал задавать вопросы о моем месте работы, не терял ли я деньги, есть ли у меня депозиты в банках. Когда речь зашла о деньгах, я насторожился, сбросил звонок и заблокировал номер. Неужели это новый вид мошенничества?
Ответ: Да, это очередная мошенническая схема. Не стоит идти на поводу преступников, раскрывать информацию о себе и своем финансовом положении. Скорее всего, если бы вы продолжили разговор, то злоумышленники уговорили вас скачать приложение для удаленного доступа к вашему телефону или назвать код из SMS, необходимый для осуществления переводов со своих банковских счетов.
Если вы или ваши близкие столкнуться с подобными видами мошенничества, то нужно оповестить соответствующие органы или организации, от имени которых звонят мошенники. Вы можете поделиться своими кейсами с Fingramota.kz через наше мобильное приложение, скачать которое можно по ссылкам: в App Store и в Play Market. Также доступна веб-версия «Fingramota Online» (http://online.fingramota.kz/ru).
Напомним, что за зашитой своих прав как потребителей финансовых услуг вы можете обратиться в Агентство с официальным обращением: письменно – по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д. 21, а также посредством портала электронного правительства Egov.kz, сервиса E-Otinish или через Управления региональных представителей – по территориальной принадлежности.
Также с 23 марта 2023 года функционирует Общественная приемная Агентства, где граждане могут получить консультации информационно-справочного характера и оперативно решить вопросы, касающиеся деятельности регулятора.
Фото: fingramota.kz