Kyzylorda-news.kz 1 октября в Казахстане отмечают День пожилых людей. Эта дата является прекрасным поводом вспомнить заслуги старшего поколения, по-новому взглянуть на возможности и потребности пожилых людей.
Категория 60+ остается одной из самых уязвимых для мошенников. Причины понятны: доверчивость, недостаточная цифровая грамотность и, порой, отсутствие постоянной поддержки со стороны близких.
Fingramota.kz расскажет о распространенных методах обмана и правилах безопасности и о том, как обезопасить пожилых людей от мошенников.
Финансовые пирамиды охотятся за пожилыми
Часто мы слышим истории, что пенсионеры общаются в мессенджерах с так называемыми «рекрутерами», которые чаще всего просят оформить подписки, покупать «чудо-товары» (БАДы, косметика, бытовые приборы), привлекать новых подписчиков.
Многие пожилые люди, как говорят их родственники, «переходят из пирамиды в пирамиду». Как правило, им обещают «высокий доход без риска», используют слова «инвестиции», «стартап», «госпрограмма».
Самый распространенный прием мошенников - психологическое воздействие, игра на желании помочь детям и внукам - «заработай для семьи», - и обещание «бесплатных бонусов», подарков, льгот.
Признаки финансовой пирамиды:
- Основной доход идёт не от продажи товаров/услуг, а от привлечения новых участников.
- Требуется «вступительный взнос» или регулярные платежи.
- Нет лицензии на деятельность (проверяется на сайте Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка — gov.kz).
- Обещание гарантированного высокого дохода «без риска» от 20-30% ежемесячно.
- Ставят условия «реши прямо сейчас».
Как защитить пожилых родственников?
Установить лимиты на банковские карты и включить SMS-уведомления.
Регулярно обсуждать с пожилыми родственниками тему мошенничества.
Просить их не вкладывать деньги без консультации с близкими.
«Ваша карта заблокирована»: звонок псевдобанкира
Злоумышленники звонят и сообщают о «подозрительных операциях» по карте. Предлагают «защитить средства» и просят назвать номер карты, CVV-код, PIN или SMS-пароли. Иногда убеждают установить программы удалённого доступа (TeamViewer, AnyDesk). Итог — полный контроль над счётом и кража средств.
Как защитить пожилых родственников?
Объясните, что банк никогда не спрашивает коды и реквизиты по телефону.
Поставьте защиту от нежелательной установки приложений особенно по просьбе посторонних и двойное подтверждение операций со смартфоном.
Расскажите, что при сомнительном звонке необходимо положить трубку и перезванивать в банк по официальному номеру.
«Ваш родственник попал в беду»: игра на страхе
Мошенники представляются полицейскими или врачами и сообщают, что близкий человек якобы в беде: авария, задержание, больница. Чтобы «решить вопрос», требуют срочный перевод денег или передачу наличных курьеру.
Что нужно сделать пожилым людям?
Сначала свяжитесь с родственниками напрямую.
Не отдавайте деньги неизвестным людям.
Сообщайте о таких звонках в полицию.
«Вам положена выплата»: звонок или визит сотрудника государственного учреждения
Под видом сотрудников пенсионного фонда или акимата мошенники обещают доплаты, компенсации, субсидии. Для «оформления» требуют карту и коды из SMS либо подпись под поддельным бланком. Иногда приходят домой с фальшивыми удостоверениями.
Что нужно знать и сделать?
Все выплаты оформляются только через ЦОН или eGov.kz.
Проверяйте документы — звоните на номер 1414.
Никогда не сообщайте личные данные незнакомцам.
Меры защиты пожилых людей
Агентство усилило защиту потребителей финансовых услуг. Введены:
- Запрет на агрессивный маркетинг кредитов и инвестиций для уязвимых категорий (в том числе пенсионеров).
- Ужесточение требований к МФО и банкам — запрет звонков с навязыванием продуктов, защита от скрытых комиссий.
- Установка вместе с пожилыми родственниками сервиса «Добровольный отказ от получения банковских займов и микрокредитов», или проще говоря, «Стоп кредит». Подключить его можно всего за несколько минут через портал eGov.kz или мобильное приложение eGov Mobile, и пользоваться им можно столько времени, сколько необходимо: ограничений по срокам и количеству обращений нет.
- Согласие супруг(и)а необходимо при получении кредита или микрокредита, сумма которого превышает 1000 МРП (3 932 000 тенге в 2025 году). Согласие оформляется в письменной или электронной форме через eGov или мобильное приложение банка, если заемщик состоит в зарегистрированном браке. Если кредит выдан без согласия супруга, то кредитор обязан списать такую задолженность.
- Сервис «Вторая рука»
Это инструмент, разработанный Агентством, направленный на защиту пожилых людей и лиц с инвалидностью от мошенничества. Суть сервиса в том, что пожилой человек или человек с инвалидностью может по договорённости назначить «помощника» (доверенное лицо) из числа клиентов того же банка или финансовой организации.
Помощник получает уведомления о планируемых операциях клиента — переводах, открытии вкладов или карт, обмене валюты, инвестиционных услугах и др. Помощник может подтвердить операцию или отклонить, если сочтёт её подозрительной.
Если со стороны помощника есть подозрение в мошеннических действиях, кредитная организация обязаны будут отключить услугу «Вторая рука» с уведомлением клиента.
Сервис будет апробироваться (протестирован) в первом полугодии 2026 года, после чего планируется внести соответствующие нормы в законодательство, чтобы сделать обязательным для кредитных организаций.
Простые правила финансовой безопасности для пожилых
- Никогда не сообщайте по телефону реквизиты карты и коды из SMS.
- Проверяйте документы у тех, кто представляется госслужащим.
- Советуйтесь с родственниками перед любыми денежными переводами.
- Запишите телефоны близких, банка и полиции и держите их под рукой.
- Не храните крупные суммы наличными дома.
- Не бойтесь говорить «нет» незнакомым людям.

Повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz
Фото: Fingramota.kz