Kyzylorda-news.kz. Подписчица нашего интернет-ресурса Fingramota.kz поделилась очередной схемой мошенничества, с которой она столкнулась. На днях ей позвонили якобы сотрудники Национального Банка РК и уговаривали оформить кредит. Что из этого вышло и какие еще схемы мошенничества используют аферисты, расскажем в нашем материале. 

Как мошенники вводят людей в заблуждение?

Мошенники уже не просто обзванивают граждан под видом сотрудников государственных органов, полиции, прокуратуры, КНБ и т.д., они совершают точечные атаки. После того, как потенциальная жертва будет определена, информация о ней, включая наличие кредитов в банках и МФО, а также номера телефонов, известны, преступники начинают свою «операцию».

Так случилось и с нашей подписчицей. К ничего не подозревающему человеку звонят подставные «сотрудники правоохранительных или специальных органов», которые ссылаются на статьи Уголовного кодекса РК и настоятельно просят соблюдать условия конфиденциальности.

Под предлогом проведения «специальных операций» или «предсудебных разбирательств» злоумышленники в качестве подтверждения легитимности своих действий переадресовывают звонки на своих «коллег», либо псевдоработников Национального Банка.

 Преступники хорошо «вооружены»: заранее на фирменном бланке той организации, от имени которой они представляются, с использованием логотипа и элементов брендбука, печатями, подписями уполномоченных лиц, мошенники высылают информацию о себе и кредитах потенциальной «жертвы». Это якобы справка, подтверждающая «полномочия» мошенника как представителя «финансового контроля» организации, а также  фиктивный кредитный договор, заключенный между заемщиком-жертвой и банками/МФО, в которых ранее были оформлены банковские займы или микрокредиты. Подобные документы зачастую содержат детальную информацию о наличии или погашении кредитной задолженности, а также движении денежных средств.       

Что нужно мошенникам?

Все действия злоумышленников направлены на то, чтобы обогатиться за счет доверчивых граждан.

Социальные инженеры пытаются завоевать доверие казахстанцев, удержать их внимание, поэтому при необходимости они могут и запугать, оказывая постоянное психологическое давление. Преступники торопят и настаивают, чтобы жертва оформила «спасительный кредит». Следуя инструкциям злоумышленников, некоторые граждане добровольно идут в отделения банков, чтобы взять кредит, а потом перенаправляют денежные средства на мошеннические счета.

Аферисты также могут попросить переслать поступающие на мобильный телефон SMS-коды, перейти по вредоносной ссылке, активировать новые функции в мессенджере, скачать приложения типа AnyDesk, TeamViewer, предоставляющие удаленный доступ к их устройствам и далее – к мобильным финансовым приложениям. Верить им нельзя!

Как обезопасить себя от такого вида мошенничества?

 Когда речь заходит о деньгах, то всегда нужно сохранять бдительность.

При поступлении телефонных звонков от якобы сотрудников правоохранительной системы (МВД, КНБ, Генеральной прокуратуры), лжеработников Национального Банка необходимо прервать разговор и не принимать участие в каких-либо разбирательствах или проведении «специальных операций».

Запомните: правоохранительные органы Казахстана не проводят такие «спецоперации», а Национальный Банк не обслуживает физических лиц и не проводит денежные расчеты с населением, поэтому его представители не будут рассылать через мессенджеры фейковую информацию и поддельные документы.

Если вам отправляют различные документы от государственных органов и иных организаций, то блокируйте эти сообщения, не переходите по сомнительным ссылкам – это фишинг.

Не верьте третьим лицам, которые настаивают взять кредит под разными предлогами. Если вы все же оказались в отделении банка или МФО, то сообщите сотруднику кредитной организации о своей ситуации, расскажите о «спецоперации», в которую вас вовлекают неизвестные. Позвоните родственникам, друзьям, коллегам, попросите их совета. Запомните номер call-центра Агентства по регулированию и развитию финансового рынка «1459», где вам также окажут консультации по противодействию мошенничеству.

Придайте огласке такие случаи, сообщите о них в ту организацию, от чьей имени действуют мошенники, опубликуйте посты в социальных сетях, чтобы другие граждане тоже были осведомлены, поделитесь информацией через мобильное приложение Агентства по регулированию и развитию финансового рынка «Fingramota Online».

Если вы или ваши знакомые пострадали от действий мошенников, передали им свои персональные данные, полные реквизиты платежных карт, деньги, то незамедлительно обратитесь с соответствующим заявлением в правоохранительные органы, а также в банк для блокировки карт и счетов.

Будьте осторожны и повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz! 

Финграмота.png
4.png
3.png

Читайте также: