В Казахстане выско риск дефицита государственного бюджета. Сегодня показатели наполнения бюджета не являются удовлетворительными. Об этом заявил депутат Мажилиса, член фракции партии AMANAT Мархабат Жайымбетов.
«Затраты страны в этом году составляют 24 триллиона тенге. 16,5 триллиона тенге – это наши доходы, 3,6 триллиона тенге берем из Национального фонда, 4 триллиона тенге – от выпуска ценных бумаг. То есть дефицит составляет 7,5 триллиона тенге», – заявил Мархабат Жайымбетов, озвучивая свой депутатский запрос на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова.
Он предлагает заложить в бюджет чистую прибыль квазигосударственного сектора. По расчетам депутата, если провести детальный анализ, казна пополнится на сумму не менее чем 3 триллиона тенге.
«Во-вторых, по-прежнему отсутствует прозрачность в системе закупок и механизмах квазисектора. И зачем национальным компаниям чартерные рейсы на сумму 1,6 миллиарда тенге?» – недоумевает Мархабат Жайымбетов.
Пополнить бюджет, по его мнению, также поможет повышение эффективности налоговых льгот и оптимизация их количества.
«В Послании 2023 года глава государства заявил, что «необходимо урегулировать порядок предоставления налоговых льгот. Несобранные налоги означают несобранные больницы, школы и дороги. Необходимо критически рассмотреть налоговые льготы и снизить их размер, как минимум, на 20 процентов», – сказал мажилисмен.
По данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, сумма использованных в 2022 году налоговых льгот составляла 9,5 триллиона тенге. Это средства, которые не поступили в бюджет.
По словам Мархабат Жайымбетов, основным недостатком является то, что количество и структура льгот не были определены, а льготы вводятся на неопределенный срок без каких-либо целевых индикаторов.
«Количество льгот в Налоговом кодексе – 485. Это очень много. Если сначала их сократить на 30%, то можно пополнить бюджет до 1,3 триллиона тенге. Если мы изучим это глубже, в будущем мы сможем достичь 50%. Действительно, некоторые налоговые льготы не показывают своей эффективности. Даже если предприниматели получают скидку, они не снижают цену на товар», – отметил он.
В качестве примера депутат привел продажу и импорт лекарств и изделий медицинского назначения, которые освобождены от налога на добавленную стоимость (НДС). Однако освобождение от НДС не оказало влияния на снижение цен на лекарства и изделия медицинского назначения.
При этом льготы, предоставляемые государством, фактически способствуют коммерческим интересам импортеров, продавцов и не приносят дохода в бюджет.
«Зачастую основными получателями льгот являются крупные компании. Мировые экономические эксперты оценили, что налоговые льготы в Казахстане слишком щедры. В развитых странах налоговые льготы не считаются очень важным моментом, привлекающим инвесторов», – подчеркнул Мархабат Жайымбетов.
Для решения проблемы депутат от фракции партии AMANAT предлагает рассмотреть следующие вопросы:
- необходимо провести полную проверку налоговых льгот, проанализировать зарубежный опыт и сначала сэкономить более 30%, то есть сокращение примерно на 150 видов;
- совершенствовать процесс эффективного управления собранными средствами, чтобы не получать повторно крупные суммы средств из Национального фонда и перечислять 100% чистой прибыли квазигосударственного сектора в бюджет;
- необходимо перевести тендеры национальных компаний, особенно Фонда «Самрук-Казына», в единую систему государственных закупок и перевести их в сферу действия Закона «О государственных закупках», только тогда мы сможем обеспечить 100-процентную прозрачность и справедливость.
Источник: Azattyq Rýhy
Фото из открытых источников