Kyzylorda-news.kz. В Кызылординской области с 12 апреля в соответствии с утвержденным графиком для профилактики Конго-Крымской геморрагической лихорадки в населенных пунктах начаты работы по обеззараживанию от клещей.
С участием заместителя акима города Динмухамеда Ермекова и городского управления санитарно-эпидемиологического надзора Ерлана Узакбаева проведена разъяснительная работа по механической очистке, обработке животноводческих помещений и прилегающей территории.
Динмухамед Ермеков поручил ответственным специалистам и акимам аулов и аульных округов с особой тщательностью и ответственностью относиться к проведению дезинфекции при проведении сезонной обработки.
Стоит отметить, что в прошлом году на территории Кызылорды были проведены дезинфекционные работы в 11 зонах, признанных опасными. В этом году в число указанных опасных зон была включена дача ПМК-29.
На основании сообщения городского управления общественного здравоохранения проводится дезинфекция дворов и помещений населения, заболевшего прогностическим диагнозом КГЛ.
В регионе в этом году неблагоприятными по конго-крымской геморрагической лихорадки признаны 106 населенных пунктов. По сравнению с прошлым годом это меньше — 10.
Природными очагами это болезни считаются 4 региона, расположенные в южной части страны – город Шымкент и Жамбылская, Кызылординская и Туркестанская области.
В 2022 году в области выявлено 20 случаев заболевания. Пять случаев в Сырдарьинском, 4 – в Жалагашском, 4 – в Шиелийском, 3 – в Жанакорганском, 1 – в Кармакшинском районах и 3 – в Кызылорде.
Источником заражения в 45% всех случаев – укусы клещей, 25% — уход за скотом, 15% — забой сельскохозяйственных животных, 10% — уход за больными.
Одной из мер профилактики конго-крымской геморрагической лихорадки – обеззараживание от клещей.
Как отметила руководитель областного департамента санитарно-эпидемиологического контроля Динара Жанабергенова, конго-крымская геморрагическая лихорадка – острое инфекционное заболевание, которое может привести к тяжелым последствиям.
Источник и переносчик – иксодовые клещи. Для заболевания характерна сезонность – апрель-май, октябрь, что связано с периодом активности клещей. Чаще ею болеют работники сельского хозяйства – чабаны, пастухи, члены их семей, доярки, рабочие скотобоен. Инкубационный период заболевания длится от 2 до 14 дней, в среднем 4-6 дней.
В число переносчиков вируса ККГЛ входит широкий ряд диких и домашних животных, таких как крупный рогатый скот, овцы и козы. Многие птицы являются устойчивыми в отношении данной инфекции, но страусы чувствительны к ней, и среди них могут наблюдаться высокие показатели распространенности инфекции в эндемичных районах, где они являются источником инфекции в случаях заболевания людей.
Животные инфицируются в результате укуса инфицированных клещей, и вирус остается в их кровотоке примерно в течение одной недели после заражения, что при последующих укусах клещей обеспечивает продолжение цикла «клещ-животное-клещ». И хотя вирусом ККГЛ могут инфицироваться несколько видов клещей, основными переносчиками являются клещи вида Hyalomma.
Передача инфекции
Вирус ККГЛ передается людям либо при укусах клещей, либо при контакте с инфицированными кровью или тканями животных во время и непосредственно после забоя. Большинство случаев заражения происходит у людей, занятых в промышленном животноводстве, таких как сельскохозяйственные рабочие, работники скотобоен и ветеринары.
Передача от человека человеку может происходить в результате тесного контакта с кровью, выделениями, органами или другими жидкостями организма инфицированных людей. Могут также происходить и случаи внутрибольничной инфекции в результате ненадлежащей стерилизации медицинского оборудования, повторного использования игл и заражения материалов медицинского назначения.
Признаки и симптомы
Продолжительность инкубационного периода зависит от способа заражения вирусом. После заражения в результате укуса клеща инкубационный период обычно продолжается один – три дня, при максимальной продолжительности в девять дней. Инкубационный период после контакта с инфицированными кровью или тканями обычно длится пять-шесть дней с документально зафиксированным максимальным периодом в 13 дней.
Симптомы появляются внезапно с повышенной температуры, миалгии (мышечной боли), головокружения, боли и ригидности шеи, боли в спине или пояснице, головной боли, воспаления глаз и фотофобии (чувствительности к свету). Может наблюдаться тошнота, рвота, диарея, боль в области живота и боль в горле, за которыми следуют резкие перепады настроения и спутанность сознания. Через два-четыре дня возбуждение может смениться сонливостью, депрессией и утомляемостью, а боль в области живота может локализоваться в правой верхней части с определяемой гепатомегалией (увеличением печени).
Другие клинические признаки включают тахикардию (учащенное сердцебиение), лимфаденопатию (увеличение лимфатических узлов) и петехиальную сыпь (сыпь, вызываемая кровотечением в кожу) на внутренней поверхности слизистых оболочек, например во рту и в горле, а также на коже. Петехиальная сыпь может перейти в более крупную сыпь, называемую экхимозами, и другие геморрагические явления. Обычно наблюдаются признаки гепатита, и после пятого дня заболевания у тяжелобольных пациентов может наступать быстрое ухудшение функций почек и внезапная печеночная или легочная недостаточность.
Коэффициент смертности от ККГЛ составляет примерно 30%, причем смерть наступает на второй неделе заболевания. У выздоравливающих пациентов улучшение обычно начинается на девятый или десятый день после начала заболевания.
Диагностика
Инфицирование вирусом ККГЛ может быть диагностировано несколькими различными лабораторными тестами:
-иммуноферментный анализ (ИФА);
-выявление антигенов;
-сывороточная нейтрализация;
-полимеразная цепная реакция с обратной транскриптазой (ОТ-ПЦР);
-изоляция вируса в клеточных культурах.
У смертельно больных пациентов, а также у пациентов в первые несколько дней заболевания обычно не происходит поддающееся измерению образование антител, поэтому диагностика у таких пациентов осуществляется путем выявления вируса или РНК в образцах крови или тканей.
Тестирование образцов пациентов представляет чрезвычайно высокий биологический риск, и его следует проводить только в условиях максимальной биобезопасности. Однако если образцы инактивированы (например, вируцидами, гамма-излучением, формальдегидом, воздействием высоких температур и т.д.), с ними можно обращаться в условиях базовой биобезопасности.