Фото: freepik. 

Kyzylorda-news.kz. Министерство здравоохранения вынесло на обсуждение проект закона о повышении верхнего предела базы для исчисления взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование для работодателей, являющихся субъектами микропредпринимательства и малого предпринимательства, применяющими специальные налоговые режимы, передает inbusiness.kz.

Согласно вносимым изменениям, ежемесячный доход, принимаемый для исчисления отчислений с единого платежа, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. В настоящее время он не должен превышать 10-кратный МЗП. Норму предлагается ввести с 1 января 2025 года.

Данное повышение в анализе регуляторного воздействия минздрав объясняет хроническим недофинансированием отрасли, которое приводит к тому, что застрахованные граждане недополучают положенный им объем медицинских услуг. Следствием недофинансирования отрасли являются:

  • несоответствие тарифов фактическим затратам (разница в тарифах на ГОБМП и ОСМС и в частном секторе составляет от 2 до 4 раз). С 2012 года тарифы на медицинскую помощь не обновлялись, за исключением повышения заработной платы и стоимости лекарственных средств при девальвации национальной валюты. Тарифы не соответствуют фактическим затратам, в 3-4 раза ниже рыночных цен на медуслуги;
  • недостижение роста заработной платы в связи с расходованием средств на текущие неотложные нужды;
  • фрагментарный пересмотр тарифов лишь по отдельным видам услуг.

По данным министерства, причинами недофинансирования являются:

  • неполное исполнение обязательств государством по ГОБМП и ОСМС (задолженность составляет порядка 226 млрд тенге); низкие ставки взносов и отчислений (к примеру, в Российской Федерации -5,1%;  Словакии – 14%, Франции – 13,5%, Польше и Молдове- 9%);
  • недостаточный охват населения страхованием (83,4% населения охвачены, более 3 млн человек все еще находятся вне системы).

Прогнозируется ежегодное превышение расходов над поступлениями Фонда: так, к концу 2030 года прогнозируется превышение на сумму в размере 426,3 млрд тенге. Доля расходов ГОБМП и ОСМС от ВВП прогнозно повышается с 2,4% в 2022 году до 2,1% к 2026 году.

При текущей модели общая сумма прогнозных поступлений отчислений и взносов на ОСМС на 2023-2026 годы составляет 7 324,1 млрд тенге, при взносах государства, в том числе сумма трансферта по взносам государства на 2023-2026 годы должна составить 3 543 млрд тенге. Общая сумма прогнозных поступлений отчислений и взносов на ОСМС на 2023-2026 годы составляет 5 871,8 млрд тенге, при взносах государства, рассчитанных в рамках республиканского бюджета. В этом случае, сумма трансферта на 2023-2026 годы, которая была утверждена, составила 2 090,8 млрд тенге.

"Таким образом, финансовые потери Фонда по взносам государства в период 2023-2026 годы составят 1 452,2 млрд тенге (2023 год – 226 млрд тенге, 2024 год – 275,4 млрд тенге, 2025 год – 410,5 млрд тенге, 2026 год - 540,3 млрд тенге). Данные финансовые потери ведут к ухудшению финансовой устойчивости Фонда. Таким образом, активы Фонда на конец года снижаются от 806,2 млрд тенге в 2023 году до -307 млрд тенге в 2030 году", - говорится в АВР.

По данным минздрава, установление верхнего предела базы для исчисления взносов и отчислений в размере 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, с 2025 года затронет 9% от общего количества наемных работников и коснется 502 тыс. человек. При этом дополнительные поступления в систему обязательного социального медицинского страхования составят 243,0 млрд тенге, что решит проблему хронического недофинансирования отрасли

Издержки работодателей (для бизнеса) по увеличению верхнего предела до 50 МЗП прогнозно в 2025 году составят 137 624 904 тыс. тенге; за 5 лет – 699 814 143 тыс. тенге.    

Читайте также: