Kyzylorda-news.kz. Приаралье название региона, не имеющего четких границ, в центре которого находится Аральское море. В настоящее время море значительно пересохло. К приаральскому региону относятся также бассейны рек, несущие свои воды в этот водоем. Основными источниками поступления воды в Арал являются реки Амударья и Сырдарья. Аральское море непосредственно находится на территории Казахстана и Узбекистана, но истоки рек и их притоки, питающие это море, находятся в основном в других странах, — передает «КазахЗерно.kz».

Роль этих рек в социально-экономической жизни Средней Азии трудно переоценить. На берегах Амударьи и Сырдарьи зародились и процветали сотнями лет древние цивилизации, а их воды позволяли развивать продуктивное сельское хозяйство. Солнечный климат вместе с обилием воды давал превосходный результат. Так было испокон веков, пока человек в погоне за наживой не стал брать от природы больше, чем она ему безвозмездно дарила. В настоящее время многочисленные и протяженные канала, ведущие к сельскохозяйственным угодьям забирают почти всю воду, и Аральское море превратилось в пустыню.

Снижение уровня Аральского моря это антропогенно-природная экологическая катастрофа, связанная с потерей во второй половине XX века 90% водного объёма Аральского моря и образование на его месте пустыни Аралкум. По расчётам современных учёных, влияние антропогенных факторов на снижение уровня Арала превысило 70%. Резкое сокращение воды в Арале началось в связи с интенсивным развитием сельского хозяйства на индустриальной основе, в первую очередь — интенсивным выращиванием хлопка на орошаемых полях

Существующей ситуацией обеспокоены не только страны, которые находятся в бассейне Приаралья, но и все мировое сообщество. Катастрофа опосредованно и негативно влияет на всю экологию планеты. Усилия международных организаций, таких как ООН (ПРООН) направлены на то, чтобы приостановить еще более глубокое усыхание Аральского моря, а территории освободившиеся от воды сделать менее токсичными, прежде всего для местного населения.

В организациях, спасающих Арал, сотрудничает множество ученых – энтузиастов, не теряющих надежду восстановить экологию Аральского моря. Одна из таких энтузиастов Галина Стулина – почвовед, доктор биологических наук, руководитель десятка экспедиций по осушенному дну Аральского моря, последние из которых прошли при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) в Узбекистане. О своей работе и надеждах она поделилась в интервью.

Приаралье – это, по существу, все, что примыкает к Аральскому морю. В масштабе бассейна – это весь бассейн Аральского моря. Но в данном случае мы рассматриваем только ближайшее Приаралье, населенное, окультуренное с городами, посёлками. Его благополучие зависит от обеспеченности водой, в первую очередь. От чего это зависит: от водности года. А в целом, от забора воды в верховье рек, рассказывает Галина Стулина.

Но надо помнить, что Приаралье имеет опасного соседа Осушенное дно моря, уникальное природное образование, новая пустыня. А раз пустыня, значит и опустынивание. Влияние осушки весьма значительно. Северо-восточный ветер переносит пыль, соль и песок, который засыпает Муйнак. Есть данные, что соль Арала обнаружили в Арктике.

На 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2020 году президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев предложил объявить регион Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. Инициатива получила глобальную поддержку и уже в мае этого года в Генеральной Ассамблее ООН единогласно одобрили соответствующую резолюцию. При этом, чтобы осуществить поставленные задачи необходимо иметь полное представление о текущем состоянии зоны экологического бедствия, происходящих там изменениях. С этой целью ПРООН в рамках реализации Совместной программы с ЮНЕСКО «Решение насущных проблем человеческой безопасности в регионе Приаралья путём содействия устойчивому сельскому развитию».

Территория большая — за две экспедиции было пройдено 1200 км, а общий пробег составил около 5 тыс. км. Но было очень интересно. Например, дендрологам нужно было смотреть на состояние растительности, насколько себя хорошо чувствует саксаул. Мы заметили болезни саксаула, а где-то саранча, и т. д. Геоботаники обнаружили лекарственные растения. Каждый специалист находил что-то важное по своему профилю, а потом это всё складывается вместе, и тогда мы имеем общую картину того, что там есть.

В период с 2005 до 2011 года НИЦ МКВК совместно с представителями международных организаций проводили комплексные экспедиции, включая почвенные, гидрогеологические и геоботанические исследования, с использованием данных космических снимков. Нынешние экспедиции позволили определить методы ретроспективного анализа спутниковых изображений того периода, подготовить тематические территориальные карты ГИС, сопоставить изменения в классах ландшафтов и зонах риска за последние 10 лет. Полученные данные предоставляют ученым уникальную возможность изучать процессы по формированию естественных ландшафтов на осушенном дне.

Геоинформационная система осушенного дна моря будет служить надёжной основой всех последующих работ по внедрению экологических инноваций и технологий в Приаралье, а также станет подручным инструментом для представителей лесных хозяйств. В 2020 году ПРООН оказала содействие в укреплении технического и институционального потенциала Тахтакупырского государственного лесного хозяйства в Каракалпакстане на сумму, для осуществления лесопосадок на территории 150 га высохшего дна Аральского моря и создания питомников по выращиванию саженцев на площади 49 га. Ожидается, что усилия по озеленению дна моря улучшат прочность местных земель и повысят их устойчивость к изменению климата, — считает Галина Стулина

Осушенное дно моря является уникальным природным образованием с точки зрения почвоведа: в нем одновременно происходит деградация чего-то и, наоборот, образование чего-то нового. Это некий «живой организм», который борется за выживание. На территории в более чем 4 тыс. га происходит самозарастание. Состав почвы также постоянно меняется: на приморском мокром солончаке после 10-летнего роста саксаула образуется пустынно-песчаная почва. С точки зрения науки, это тоже очень интересно, не просто с точки зрения практики, как, например, использовать осушенное дно моря или хотя бы установить экологическое равновесие, потому что северо-восточный ветер переносит песок, соль, пыль на Муйнак и дальше.

Совершенно не зарегулирован водный режим. У нас там несколько ветландов, рыбачий залив, Муйнакский залив. Получается, если очень водный год, то водоемы разливаются и саксаул погибает. Вместо саксаула выживает тамарикс. В следующий засушливый год воды нет, тамарикс высыхает, а саксаула уже нет. Необходимо установить чёткое управление водными ресурсами на осушенном дне моря, иначе эта вода в прок не идёт, она может вызвать наоборот негативное влияние.

О Приаралье я могу сказать двумя словами «Есть надежда». Вот это два слова, которые сейчас относятся к Приаралью. Потому что, то Приаралье, которое было до последнего времени, это совершенно другое Приаралье. Конечно, надо сказать огромное спасибо президенту, который впервые принял такое решение сделать Приаралье зоной инноваций, и он это сделал. Организован Многопартнерский трастовый фонд ООН по человеческой безопасности, сейчас ведутся большие работы в этом направлении. Поэтому реально есть надежда. Конечно, хочется стабильности, чтобы то, что сейчас делается сохранилось. И то, что сейчас заложено там это должно быть основой будущего и должна быть какая-то устойчивость. В этом и есть надежда.

Читайте также: