Kyzylorda-news.kz  С момента образования Кызылординской области с ее ростом, развитием и расширением, изменения происходили и в дорожно-транспортной отрасли. От эволюции в этой сфере, от того, насколько качественно и продуктивно организована деятельность зависит экономический рост как области, так и государства в целом, расширение торговых связей, повышение производительности труда, а также количество занятых в этой отрасли.

Согласно архивным данным, еще в 1930 году общественный грузовой транспорт начал обслуживать Кызылорду, Казалы, Аральск и Теренозек. А в 1937 году местные артели вошли в состав Кызылординского отделения Южно-Казахстанского областного транспорта. В то время в подразделении находились восемь лошадей, три верблюда, шесть деревянных повозок, четыре конные повозки и один тарантас. Тогда в городе еще не было автомобилей. В 1938 году было принято решение об образовании Кызылординской области и в городе началось создание, размещение, укомплектование областных и городских организаций. При областном коммунальном хозяйстве создали транспортную компанию, в которой и появился первый автомобиль, открылась автомастерская, гараж и конный парк. Кстати, последний был нужен, так как пассажиров в то время перевозили в повозках в дальние районы и аулы.

В 1939 году постановлением Совета народных комиссаров Казахской ССР был организован кызылординский Автотрест, затем переименован в областное управление автомобильного транспорта. В 1945 году здесь было четыре грузовых автомобиля ЗИС-5, один ГАЗ-АА, который в народе окрестили «полуторкой», восемь конных повозок. В 1955 году количество транспорта значительно увеличилось и уже насчитывалось 276 автомашин. Отметим, что именно в эти годы в областном центре открыли управление по развитию транспортной отрасли № 9, первым руководителем которого был назначен Т.Байтокенов, главным инженером М.Маханов, заместителем Г. Ким.

— Год за годом материально-техническое состояние транспортной отрасли в регионе стало улучшаться и в 1973 году у нас появились новейшие модели автомобилей «КамАЗ», которые совершали грузовые перевозки. В 1976 году автобазы АТП-1 и АТП-3 объединили в один автокомбинат, на балансе которого было 750 грузовых автомобилей, 320 прицепов, шесть автоколонн и одна ремонтная мастерская. В 70-х и 90-х годах прошлого века в этой сфере работало около шести тысяч человек, которые внесли большой вклад в развитие транспортной отрасли региона, — поделился воспоминаниями ветеран отрасли, председатель совета ветеранов областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жанибек Нуркышулы.

Наши ресурсы

До обретения независимости Казахстаном из Кызылорды было только одно регулярное автобусное сообщение в Жосалы, а сегодня общественный транспорт соединяет областной центр со всеми районами нашего региона. Как рассказал руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жанибек Сыздыков, сегодня перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на более 200 автобусных маршрутах, соединяющих 212 населенных пунктов, поселков, аулов с районными и областным центрами.

Кроме того, есть 13 междугородных маршрутов в Астану, Алматы, Жезказган, Сарыагаш, Шымкент, Туркестан, Актобе и другие города, а также один международный маршрут в город Ташкент. На этих маршрутах пассажиров обслуживают 1405 автобусов различной вместимости. В области действуют два автовокзала и девять автостанций. В настоящее время на левом берегу реки Сырдарьи ведется строительство нового автовокзала. Стоимость объекта — 975 миллионов тенге. Здесь будут не только пассажирские залы, но и крупные торговые точки, общепит, автомастерская. После сдачи объекта в эксплуатацию здесь трудоустроят 15 человек.

Для повышения качества обслуживания пассажиров на 80 процентов обновлен автопарк общественного транспорта. В 2022 году закупили 150 автобусов, а в прошлом году на городские и пригородные маршруты вышли еще 50 машин большой вместимости. На нынешний год было запланировано закупить 100 автобусов, 70 из них получили.

Огромное значение для Казахстана имеет железнодорожный транспорт. Разветвленная сеть железнодорожных магистралей проходит по территории нашего региона — длина путей составляет 1051,7 километра. В регионе пассажиров обслуживают восемь железнодорожных станций. Стальные артерии обеспечивают доставку грузов и качественную перевозку пассажиров. Кроме товарных поездов, курсируют и 16 пар пассажирских поездов. А пассажирский поезд №6843/6844 сообщением «Кызылорда-Бесарык-Туркестан» обслуживает граждан 26 населенных пунктов южного направления нашей области. 

Как отметил Ж.Сыздыков, в Кызылорде в прошлом году провели капитальный ремонт железнодорожного вокзала. На что АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» направила 322 млн тенге и еще 255 млн тенге выделили местные спонсоры – предприниматели.

Авиауслуги в регионе предоставляет аэропорт «Қорқыт ата», который обслуживает 23 рейсов в неделю, их выполняют авиакомпании «AirAstana», «Fly Arystan» и «Qazaq Air». 

Учитывая, что действующий терминал не соответствует международным требованиям, началось строительство нового объекта. Стоимость проекта составляет 20 миллиардов тенге. Из них 15,7 миллиарда тенге выделено из фонда мецената и бизнесмена Болата Утемуратова, из местного бюджета на строительство внешней инженерно-коммуникационной инфраструктуры направлено 4,3 миллиарда тенге.

— Строительство терминала началось в феврале 2023 года. Ввод его в эксплуатацию запланирован на май 2024 года. Благодаря этому объекту будет возможность увеличить показатели транспортной сферы примерно в 1,5 раза. В частности, объем пассажирских перевозок воздушным транспортом — с 130 тысяч пассажиров до 200 тысяч ежегодно, объем грузоперевозок — с 150 тысяч до 240 тысяч тонн в год. В целом, этот проект представляет собой большую возможность довести деятельность воздушного транспорта до международного уровня, — сказал Ж.Сыздыков.

Таким образом, высокоэффективную отдачу транспортной отрасли в регионе обеспечивает взаимодействие между всеми видами транспорта по перемещению товаров и пассажиров.

Дороги – артерии экономики

Дороги часто сравнивают с артериями, которые питают экономику. И это так, поскольку качественные дороги – одно из ключевых условий для притока инвестиций, развития региональной промышленности, городских и сельских хозяйств, увеличения экспорта и развития туризма. Чтобы мы жили лучше и реализовывались важные государственные программы, нужно прокладывать новые дороги и содержать в порядке имеющиеся.

До независимости нашей страны деньги на содержание автомобильных дорог в Казахстане выделялись из государственного бюджета. В первые годы существования суверенного Казахстана затраты на эти цели финансировались из специальных дорожных фондов, которые формировались как на республиканском, так и на областном уровнях. С передачей дорожных фондов в состав консолидированного бюджета страны, финансирование дорожной отрасли осуществлялось по остаточному принципу. Это привело к резкому сокращению объема ремонтных работ, который по сети республиканских дорог за период с 1993 по 1999 годы сократился с 17,1 до 0,1 тыс км в год.

В начале 2000-х годов для сохранения и поддержания на должном уровне автомобильных дорог Правительством РК был принят ряд программ, благодаря которым ситуация стала меняться в лучшую сторону, и сегодня мы имеем качественные дороги не только областного, но и международного значения.

Общая протяженность автомобильных дорог по области составляет порядка 3420 километров, в их числе автотрассы республиканского, областного и районного значений. К слову, для развития транспортной сферы в области делается немало. За последние десять лет было отремонтировано 3546 км автомобильных дорог. Также за это время в регионе проведены ремонтные работы и сданы в эксплуатацию 35 мостов. К примеру, в Казалинском районе отремонтирована дорога от моста через Сырдарью на участке «Карлан» до аула Кожабакы, от города Казалинска до моста на участке «Әльсейіт», в Кызылорде введена в эксплуатацию главная магистральная улица в левобережной части Сырдарьи протяженностью 4,9 км (от существующего моста по улице Г. Муратбаева до международного транспортного коридора Западная Европа–Западный Китай). Кроме того, построен мост через Сырдарью на автодороге «Самара-Шымкент-Теренозек», мост «Шіркейлі», пересекающий железную дорогу в поселке Шиели и выходящий на левый берег Кызылорды, осуществили реконструкцию дороги «Кызылорда-Аэропорт», 4,2 км улицы Султана Бейбарса до автодороги «Кызылорда-Кумколь», ремонт дороги по направлению «Кызылорда-Жалагаш», строительство моста через канал «Қызылжарма» в районе мкр. «Байтерек».

— В 2022 году на развитие дорожной инфраструктуры из республиканского и областного бюджетов было выделено 17,6 миллиарда тенге, отремонтировано 368 километров дорог. В прошлом году выделено 36 миллиардов тенге на ремонт 570 километров автомобильных дорог, улиц и мостовых переходов, — отметил Ж.Сыздыков.

В ходе рабочего визита Главы государства Касым-Жомарта Токаева в наш регион аким области Нурлыбек Налибаев рассказал Президенту о положительных изменениях в дорожно-транспортной отрасли. Руководитель региона, в частности, отметил, что с прошлого года началась реконструкция дороги «Кызылорда-Жезказган». Расстояние между двумя областями составляет 424 километра. В том числе протяженность автомобильной дороги на территории Кызылорды – 216 километров. Второй проект – перевод 566 километров двухполосной автодороги «Западная Европа–Западный Китай» (от Кызылорды до границы с Актюбинской областью) на четырехполосную дорогу первой категории. Проектно-сметная документация по этому проекту будет разработана в 2024 году. Как сказал Президенту страны аким области, реконструкция этих двух дорог республиканского значения окажет положительное влияние не только на наш регион, но и на социально-экономическое развитие соседних областей.

Говоря о качестве автомобильных дорог, нельзя не отметить тот факт, что пять лет назад в свете Послания Президента Касым-Жомарта Токаева «Казахстан в новой реальности: время действий» качество дорог было определено как одно из важных приоритетных направлений, обеспечивающих реализацию программы «Нұрлы жол», ориентированной на развитие транспортно-логистического комплекса. Именно тогда был создан РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Цель его деятельности — экспертиза качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также управление дорожными активами. Филиалы предприятия представлены во всех регионах страны и городах республиканского значения.

Сегодня областной филиал охватывает практически всю сеть автомобильных дорог нашего региона. Заключены договоры с местными исполнительными органами на проведение экспертизы качества работ и материалов. Для эффективной деятельности имеется передвижная дорожная лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием.

Безусловно, за годы независимости транспортно-дорожная отрасль нашего региона претерпела множество изменений, а в последнее десятилетие стала одной из самых динамично развивающихся. В этой сфере немало достижений, которыми мы можем гордиться. И речь идет не только о количестве километров дорог, построенных за годы независимости, но и о качестве выполняемых работ. Без развитой транспортной инфраструктуры сегодня нельзя говорить ни об обеспечении нормального ритма жизни населения, ни о промышленном росте региона. Радует, что эта отрасль сегодня у нас успешно развивается и играет все более значимую роль в успешном осуществлении приоритетных программ, нацеленных на дальнейший подъем многоотраслевой экономики как региона, так и Казахстана.

 

Фото Марины Скорняковой

Читайте также: