За более 32 лет Независимости Казахстан накопил опыт в формировании и развитии неправительственного сектора. Создана законодательная база деятельности «третьего сектора», налажен эффективный механизм взаимодействия НПО и государственных органов, ежегодно реализуются проекты государственного социального заказа. Однако, как и в любой сфере, не все так безоблачно. О трудностях в работе НПО Кызылординской области корреспонденту Kyzylorda-news.kz рассказал руководитель общественного фонда “Pro bono” Павел Горбачев.
- По каким направлениям гражданского сектора работает фонд “Pro bono”?
- Сегодня наш фонд работает по 3 основным направлениям: помощь людям с особыми потребностями, профессиональные услуги лицам, не имеющим возможность оплатить их, и наш относительно новый проект – поддержка осужденных, освободившихся и граждан, состоящих на учете в службах пробации.
В прошлом году мы выиграли госсоцзаказ на оказание помощи осужденным. Примерно за полгода охватили около 600 человек из Кызылординской области. Проводили спортивные мероприятия во всех районах, консультации с психологом и юристом, тренинги и семинары по трудоустройству, открытию ИП и бизнеса, сдаче налоговых отчетов. Это вроде базового обучения для будущих предпринимателей, чтобы они могли правильно начать свое дело и не допускать ошибок. В прошлом году также приняли участие в Дне открытых дверей в службе пробации, на котором мы вместе с руководителями структурных организаций оказывали поддержку осужденным по вопросам, которые долгое время не находили ответов. В основном, затрагивались вопросы юридического аспекта, а также проблемы трудоустройства, здравоохранения и жилищный. После завершения соцзаказа решили продолжить работу и совместно с ДУИС подписали трехгодичный меморандум о сотрудничестве.
- Что планируете реализовать по госсоцзаказу в этом году?
- Откровенно скажу, нет желания участвовать в соцзаказе в этом году. Мягко говоря, не очень гладко все работает с нашими местными структурами. Даже если брать госсоцзаказ… Во-первых, это бюрократические моменты. На одно действие нужно предоставить 10 бумажек. Такое чувство, что цифровизация есть где-то в параллельном мире, но не здесь. В этом году мы хотим попробовать силы и поучаствовать в международных грантах. Есть одна задумка, которая будет актуальна для нашего общества. Надеюсь, получится выиграть.
- Если вы не рассчитываете на соцзаказы, то откуда идет финансирование фонда?
- Сейчас финансирование идей и проектов “Pro bono” обеспечивается за счет доходов нашего ТОО. Через него мы оказываем бухгалтерское обслуживание и IT-аутсорсинг для юридических лиц – ремонтируем компьютеры, устанавливаем программы, настраиваем и обновляем бухгалтерию, обучаем программе 1С. Также помогаем закрыть отчеты для налоговой, социальных порталов и другие отчеты по запросу. Этих средств хватает буквально, чтобы “продержаться на плаву”. В основном, работаем по “сарафанному радио”, поэтому входящего потока немного. Сейчас у нас как раз вакансии маркетолога/таргетолога. Хотим продвигать услуги для юридических лиц.
- Один из запоминающихся проектов, который вы вели, – «Особые танцы». Какие сейчас интересные проекты для людей с особыми потребностями?
– “Особые танцы” были совместным проектом кызылординских волонтеров. Сейчас таких коллективных проектов нет. Сегодня гражданский сектор абсолютно изменился, по крайней мере, в нашем регионе. Раньше мы встречались, обменивались опытом, работали сообща. Сейчас каждый сам по себе. Основная беда нашего гражданского сектора в том, что около 90% НПО превращают в бизнес. Берут краткосрочные проекты, где есть прибыль. Сделали проект и пошли дальше. Все ушло в коммерцию. Исказили идеологию самого гражданского сектора как НПО, который направлен на долгосрочные цели, а не на получение прибыли. Деньги, конечно, нужны. Элементарно, чтобы платить зарплаты. Но среди большого числа общественных фондов Кызылординского области только единицы работают, чтобы принести благо обществу.
– Спасибо за беседу.
Айжан ЖАРМАНОВА