Kyzylorda-news.kz. Кудайбергена Саржанова мы знаем, прежде всего, как бывшего министра рыбного хозяйства Казахской ССР. Находясь на высоком государственном посту, он многое сделал для развития рыбного хозяйства, совершенствования методов ловли рыбы в Аральском море, оснащения рыболовецких колхозов современными судами и другой техникой, а также для улучшения условий жизни аральских рыбаков. Но особо стоит сказать о его неоценимом вкладе в сохранение и возрождение аральского усача —наиболее ценной рыбы, которая водилась только на Арале.

Испокон веков благодатные берега Аральского моря населяли смелые и трудолюбивые люди. Покорители морских просторов каждый раз возвращались с богатым уловом. Море для этих людей было основным источником доходов.

Ситуация кардинально изменилась к концу XX века, когда весь мир стал свидетелем высыхания в течение нескольких десятков лет одного из крупнейших водоемов. Это стало результатом непродуманной политики человека по отношению к окружающей среде и использованию природных ресурсов, которая привела к беспрецедентному по масштабам воздействию на окружающую среду.

Катастрофически сократилось количество обитающей в море рыбы, насчитывавшей когда-то порядка 200 видов. Был нанесен сокрушительный удар по местной рыбной промышленности, в которой было занято около 60 тысяч человек. Многие рыбацкие семьи были вынуждены бросать свои дома и переезжать в другие регионы. Печальными символами аральской трагедии стали кладбища ржавых кораблей на обнажившемся морском дне. С усыханием Аральского моря, помимо экологических, сформировался сложный комплекс и социально-экономических проблем.

В далекие 50-е годы прошлого столетия в море водилось множество рыбы. Среди них гигантские сомы, способные ударом хвоста свалить с ног взрослого человека, сазан, плотва, вобла и другая рыба. «Рыба – райская пища», — уверены жители этих мест. Эти слова говорят о том, насколько высоко ценили жители прибрежных аулов рыбу и дорожили ею. Тот, кто однажды попробовал вкус аральской рыбы, всегда будет с удовольствием вспоминать о ней и мечтать вновь попасть в эти края. Особым вкусом отличался аральский усач, который стал символом этого края. Как рассказывают местные жители, когда перед гостем на стол ставили казы и аральского усача, то он в первую очередь тянул руки к знаменитой своим неповторимым вкусом рыбе.

В деле сохранения и возрождения популяции этой ценной рыбы особое место занимает Кудайберген Саржанов, известный далеко за пределами Казахстана. Как говорилось выше, в свое время он возглавлял Министерство рыбной промышленности Казахской ССР. Он первым выступил с инициативой по увеличению популяции рыбы, доведения ее количества до состояния промыслового лова. А когда Аральское море стало исчезать на глазах, он сумел сохранить популяцию аральского усача, который находился на грани полного исчезновения.

С тех пор у К.Саржанова появилась одна нерушимая традиция, которую он строго соблюдает по сей день. Несмотря на возраст и то, что живет в Алматы, почти каждый месяц аксакал приезжает в Аральск, чтобы в очередной раз заняться неотложными делами, главным из которых является восстановление численности усача. Некогда общий улов этого вида достигал десятков тысяч килограммов. Но времена изменились, в 1978 году усача даже занесли в Красную книгу. И только спустя 30 лет благодаря стараниям неутомимого энтузиаста ситуацию удалось изменить.

Всю свою жизнь наш земляк посвятил любимому делу – возрождению популяции различных видов рыбы, некогда обитавших в Аральском море. К.Саржанов и сегодня продолжает свое дело. Он считает, что человеку, который всю жизнь работал не покладая рук и непременно добивался поставленной цели, нелегко сидеть без дела.И сейчас, будучи на заслуженном отдыхе, он регулярно приезжает в родные края, чтобы заняться ими. С тех пор, как Малый Арал стал наполняться водой, а с ним стали возрождаться популяции исчезнувших видов рыбы, ветеран стал искать и нашел семенной материал аральского усача.

Как рассказал аксакал, процедура эта довольно кропотливая. Мальков начинают вылавливать в ав­густе-сентябре в рисовых чеках Кармакшинского района. Потом они помещаются в специальный накопитель, который устанавливается посреди проточной воды. Когда общая численность мальков достигает нужного количества, их помещают в цистерну со специальным кислородным баллоном и перевозят в питомник Аман­откеля. Там для них создаются специальные условия. Затем уже подросшую молодь выпускают в свободное плавание. Происходит это, как правило, в месте, где Сырдарья впадает в Аральское море.

Для увеличения рыбного фонда в Малом Аральском море было создано общественное объединение «Шарткен ата», которое занималось выращиванием этой рыбы. Аксакал вспоминает, что в 1955-1960 годах, когда море было бескрайним, наравне с другими многочисленными видами рыбы, был налажен промысловый лов аральского усача.

— Первый усач, которого поймал сам, весил 19 килограммов, — вспоминает Кудайберген ага. – Он был настолько жирным, что когда вспороли его брюхо, получили два килограмма натурального рыбьего жира. Если центнер другой рыбы продавали по 100-120 советских рублей, то центнер усача стоил 250 рублей.

Аральский усач в любом виде — свежий, вяленый или копченый, ценился во все времена. Он был гордостью всего Приаралья, визитной карточкойи маркой нашего края. Поэтому имя К.Саржанова, благодаря которому удалось дать вторую жизнь этой бесценной рыбе, уже вписано золотыми буквами в историю земли Сыра, а потомки с благодарностью будут рассказывать об этом замечательном человеке. Хочется выразить уверенность в том, что он еще многое сделает для родного края.

Читайте также: