Kyzylorda-news.kz Председатель Духовного управления мусульман Казахстана Наурызбай кажы Таганулы посетил с рабочим визитом Кармакшинский район.  Он ознакомился со строительством  новой мечети имени Марала ишана в поселке Жосалы. Также верховный муфтий посетил мавзолей Марала ишана. 

Мавзолей проповедника ислама, ученого-богослова и просветителя Марала ишана, который находится в 18-ти километрах от поселка Жосалы. Он  входит в список святых мест Кызыллрдинской области. 

Относительно даты рождения Марала ишана есть некоторые расхождения. В одних источниках указывается 1769 год, в других – 1780-й. Интересна и история рождения. Его отец Курман Кенжебайулы был батыром и врачевателем Абылай хана. В 1741 году джунгарский контайчи Галден-Церен совершил захватнический набег на казахские земли. Хан Абылай во главе небольшого отряда из 200 человек оказал яростное сопротивление джунгарам, но войско было разбито, а сам хан попал в плен. По свидетельству историков, об этом писал в своей докладной записке в канцелярию Сибирской губернии комендант Ямышевского банка. В ходе переговоров Галден-Церен и Абылай хан пришли к соглашению. Контайчи освободил хана Абылая, а залогом перемирия между ними стали две его дочери от жены-казашки, которых он подарил Абылаю. Одну из них, Фатиму, Абылай хан отдал в жены своему верному соратнику Курману.

От этого брака в местечке Кайранколь вблизи Кызылжара (ныне Костанайская область) родился Марал ишан. Когда погиб отец, мальчику было девять лет, и ему пришлось сполна испить горькую чашу сиротства. Вместе с матерью в поисках лучшей жизни в 13-летнем возрасте Марал оказался в окрестностях крепости Акмешит. Он мечтал учиться, но из-за нужды пришлось наняться подпаском к Куланбаю ишану. Человек богатый и с открытой душой, Куланбай ишан сумел распознать в подростке незаурядные способности.

В 50-ти километрах к востоку от города Бухары и 70-ти километрах от города Каттакурган Узбекистана в пещере горы Жам жил провидец и ученый Жаланаяк ишан, который открыл там медресе и обучал детей. К нему и отправил Куланбай ишан юношу, благословив его и обещав выдать за него свою дочь. Старательный и любознательный Марал стал одним из лучших учеников в медресе. Во время одного из своих приездов в Акмешит он женился на дочери Куланбая ишана Менлибике. Марал ишан проучился в медресе десять лет и получил прекрасное по тем временам религиозное образование.

После окончания школы Марал вместе со своими семью последователями посетил дом одного богача. В доме бая они увидели тяжелобольную невестку бая, находящуюся при смерти. Своим даром он исцелил и спас женщину от смерти. Благодарный бай отдал Марал бабе своего любимого коня по кличке Сары бауыр – светло-рыжий.

В конце XIX – начале XX века в духовной жизни народов Центральной Азии, в том числе казахов Туркестанского края большую роль играли ишаны как проводники мусульманской религии, просвещения, народных традиций врачевания.

В истории национально-освободительного движения есть интересные сюжеты, до сих пор не привлекавшие внимания исследователей. К их числу относится движение Марала ишана – одна из первых организованных попыток антиколониального сопротивления казахов, основанных на идеях исламского единства и религиозных ценностях.

Движение Марала ишана не смогло завершиться успехом по ряду причин. Главная причина в том, что руководителям движения не удалось объединить все слои казахского населения. Однако и одержать однозначную победу над этим движением колониальной администрации не удалось. Таким образом, движение, возглавленное Маралом ишаном, было не только и не столько религиозно-мистическим, но носило ярко выраженную национально-освободительную окраску.

Марал ишан имел большой авторитет среди населения. Уже при жизни его почитали как святого и целителя. Духовный соратник Кенесары хана, он был прогрессивным общественным деятелем, призывал сородичей к прекращению межродовых усобиц, переходу к оседлому образу жизни, овладению грамотой и ремеслами. Он проповедовал среди казахов, в первую очередь своих сородичей, суфизм, за что был удостоен звания ишана – суфийского шейха. Это самый высокий статус в духовенстве, который дает право вести самостоятельную религиозную жизнь, собирать последователей. Отмечу, что помимо религиозного просвещения, морального утешения, ишаны, будучи хорошими психотерапевтами и зная секреты народной медицины, оказывали и врачебную помощь.

В честь Марала ишана в свое время сложили жыры известные акыны прошлого Балкы Базар, Омар Шораяк, Турмагамбет.

Марал ишан ушел из жизни во время поездки к родным местам. По завещанию его похоронили на Кармакшинской земле. Неподалеку от мавзолея похоронены его старший сын Калкай ишан, внуки Оспан ишан, Тобагабыл ишан, Каус ишан и Амит ишан. Все они были проповедниками ислама и оставили после себя научные труды, сыгравшие важную роль в приобщении местного населения к гуманистическим традициям одной из мировых религий.

 

Алмас КЫЛЫШБАЙ
Фото: пресс-служба акимата Кармакшинского района

Читайте также: