Kyzylorda-news.kz. Архитектурные, культурные и исторические памятники Кызылординской области  составляют одну из важнейших сокровищниц культурного наследия казахского народа. Многие из этих объектов окутаны мифами и легендами.

Например, до сих пор остается загадкой история возникновения башни Узун-там, расположенной недалеко от устья Сырдарьи. Время возведения, как и назначение памятника, до сих пор неизвестно, но облицовка и размеры кирпича свидетельствуют о его значительной древности, предположительно, X-XI века. Башня находится в 58 километрах от Казалинска. Еще в середине позапрошлого века офицер генерального штаба русской императорской армии А.И.Макшеев в своих записях упоминает об этом сооружении. Он считал башню древней гробницей. Несмотря на это, она долгое время не числилась в списке памятников, и была вновь «обнаружена» летом 1983 года экспедицией центрального совета Общества охраны памятников истории и культуры Казахстана. Позднее, в 1986 году член экспедиции Э.М.Байтенов описал это сооружение.

В Казахстане известны только две расположенные в том же районе подобные башни – Бегим ана и Сараман-Коса, относящиеся, по мнению исследователей, к X-XI векам и связанные с расцветом в низовьях Сырдарьи могущественного государства огузов. Известно, что в XI веке часть огузов покинула низовья Сырдарьи и под именем тюрков-сельджуков завоевала огромные территории Хорасана (северный Иран), Малой Азии, Закавказья. С тех времен на этих территориях начинает возводиться самобытный тип мемориальных сооружений, так называемых «башенных мавзолеев» с шатровым покрытием. Памятники появляются без каких-либо переходных форм. Это обстоятельство породило среди исследователей множество точек зрения на их происхождение. Оно связывалось с «башнями молчания» древних персов (Саладен), представлялось как следствие монументализации палаток кочевых вождей, объяснялось механическим переносом на землю шатрового купола с подкупольным барабаном армянских или грузинских храмов.

Об Узун-таме нет цикла преданий, какие существуют о двух других башнях. Согласно им, сооружения в той или иной степени связаны с погребально поминальным культом. Объемно-пространственная композиция Узун-тама и его господствующее положение на местности весьма схожи с башнями Бегим ана и Сараман-Коса, что, вероятно, свидетельствует и об аналогичной функции.

Башня занимает доминирующую точку пологовой возвышенности, находящейся в равнинной пересеченной местности со следами земледелия. Возможно, как это отмечено в преданиях о Бегим ана, эта возвышенность также могла быть одним из бесчисленных островков у побережья Аральского моря. Памятник возведен из квадратного сырцового кирпича с включением обожженного, которым, возможно, он и был облицован (как это было в упомянутых средневековых башнях).

Прослойки из обожженного кирпича (два-три ряда) на всю глубину стены прослеживаются на высоте примерно двух с половиной и пяти метров от земной поверхности. Диаметр в основании – 7,3 метра, высота – 10 метров, толщина стены – 1,7 метра. Башня сейчас сильно разрушена. Утративший первоначальное очертание входной проем ориентирован на северо-восток (в апреле 1984 года рухнул большой участок стены, включая и входной проем). В стене напротив входа – сквозная трещина, разделившая башню на две части. Сооружение имеет сужающееся в верхней части цилиндрическое тело. Внутри устроена купольная камера параболического очертания (разрушенная в замковой части), под которой находилась площадка, обнесенная слегка наклоненным внутрь парапетом. Судя по тому, что камера не была облицована обожженным кирпичом, отверстия в куполе, как и в башне Бегим ана, не было. Парапет памятника в значительной степени утратил первоначальную форму, но тем не менее, на нем прослеживаются зубцы (от которых и пошли трещины). Это даже несколько сближает его с так называемыми башенными оссуариями соседних областей Хорезма.

Открытие новых памятников-башен позволяет по-новому взглянуть на ранний этап генезиса «башенных мавзолеев». Дело в том, что по архитектурно-конструктивному решению, размеру кирпича и степени сохранности можно предположить, что башня Бегим ана построена раньше Сараман-Косы, а Узун-там еще раньше. Есть вероятность, что Узун-там возведен в конце 1 тысячелетия и является родоначальником таких монументальных сооружений, как «башенные мавзолеи» Ирана, Турции, Азербайджана и т.д. Если это предположение верное, то казахстанская башня Узун-там занимает достойное место в истории мирового зодчества.

Назначение «башенных мавзолеев» еще не разгадано, и само их название условное, так как в самых ранних из этих построек погребений еще не обнаружено. В связи с этим Узун-там привлекает особое внимание. Скорее всего, судя по дошедшей до нас устной народной литературе, это – мемориальные сооружения. А то обстоятельство, что они расположены по дуге, охватывающей значительную территорию восточной части побережья Аральской низменности, не исключает их сигнального значения, то есть сторожевого. Не исключено также, что башни имели сразу несколько назначений. Все эти вопросы остаются до сих пор без ответа и требуют дальнейших исследований.

В нашей области продолжается работа по сохранению культурно-исторических памятников. Сегодня под государственной защитой в регионе находится немало мавзолеев. В рамках проекта «Сакральная география Казахстана» ряд из них включен в список историко-культурных объектов общенационального значения. Один из таких памятников – мавзолей Окшы ата (XI в.). Он расположен в Шиелийском районе. Здесь покоится прах семи святых, почитаемых казахским народом. Это – Окшы ата, Асан ата, Кыш ата, Гайып ата, Есабаз ата, Досбол датка и Бала би. Мавзолей выложен из жженого кирпича на глиняном растворе. До реконструкции мавзолея фасадная сторона низа стен до отметки, где проходит камышитовый пояс, местами была разрушена. Деформация произошла из-за того, что были выветрены швы кладок. Сам мавзолей датируется XVIII веком. Различных версий и исторических трактовок о строительстве мавзолея и о том, кому он посвящен, довольно много.

Профессор Ауельбек Коныратбаев утверждает, что мавзолей Окшы ата относится к памятникам эпохи огузов. Так, в книге «О Коркыте», которую перевел А. Коныратбаев, говорится, что Окшы был оружейным мастером огузского хана Казан салара. Оружейная мастерская была расположена в городище Бестам. Развалины этого города сохранились и находятся в 20 километрах от поселка Шиели. Есть предположение, что великий философ и богослов Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы.

Мавзолей Корасан ата (конец XIX века) – архитектурный памятник в Жанакорганском районе. Корасан ата – это прозвище (лакаб) одного из первых миссионеров ислама в низовьях Сырдарьи Абдулзялиля. Как отмечал знаток казахских памятников И. Кастанье, его так называли потому, что он лечил оспу (корасан), если он перешагивал через голову больного, то болезнь у того протекала в легкой форме и человек быстро выздоравливал. Среди местного населения, считающего себя потомком Корасана ата, есть мнение, что это прозвище произошло от провинции Хорасан (Северный Иран), выходцем из которого был миссионер. По преданиям, Абдулзялиль, как и его сын Хусаин-гащи, был воителем. Как отмечал И. Кастанье, мавзолей Корасана ата построен на месте старого (речь идет о мавзолее, построенном в 1898 году мастером Абдуали Бабажанулы, который похоронен рядом с мавзолеем). В 2005 году этот мавзолей без видимой причины был заменен новым, не имеющим художественной ценности, для строительства которого были приглашены мастера из Хорезма.

Мавзолей, построенный в конце XIX века, был возведен из прямоугольного обожженного кирпича, включал две вписанные в призматический корпус камеры: малую и большую с отдельными входами. Камеры были перекрыты малым и большим куполами сфероконической формы на подкупольных барабанах.
Новый мавзолей полностью повторяет структуру уничтоженного, в нем также имеется две камеры с теми же погребениями и пристроенная к юго-западному фасаду тилау-хана.

Мавзолей Корасан ата с его разновеликими куполами изящного очертания был рассчитан на внешнее восприятие. Объем его, находившийся на возвышении, раскрывался с наиболее выгодной точки (с юго-востока) и был доминантой не только некрополя, но и окружающей его на многие километры равнины.

В Жанакорганском районе также есть мавзолей Толегетай-Кылышты ата (XI-XII вв). Он связан с преданиями об одном из знаменитых родоначальников племени найманов Толегетаем, предком родов каракерей, матай, садыр. Мавзолей расположен в районе, прилегающем к пойме Сырдарьи, на островке, возвышающемся среди рисовых чеков. В недавнем прошлом он был полностью разрушен (возможно, вследствие пожара) и заменен кустарной постройкой из силикатного кирпича с жестяным куполом, которую, впрочем, снесли, освободив место для нового мавзолея, строительство которого было начато в 2005 году.

Прежний мавзолей был возведен из прямоугольного сырцового кирпича, также были использованы детали из дерева. Сырцовые стены памятника образовывали прямоугольник, перекрыты плоской кровлей, опирающейся на центральную колонну, в юго-восточной стене был устроен входной проем.

В глубине камеры находились два сырцовых прямоугольных в плане надгробия. Правое от входа было большего размера – там был погребен Толегетай ата, рядом – его жена, дочь знаменитого в этих местах святого Кылышта ата (его мавзолей примыкал к северному углу постройки). Рядом с надгробием Толегетая к стене постройки был прислонен обломок древней колонны. На нем была установлена современная гранитная табличка на казахском языке со сведениями о Толегетае.

Кылышты ата – знаменитый в этих местах святой, прославился своей воинственностью и неуязвимостью в бою. Его можно было убить только во время молитвы. Выяснив эту тайну, враги ворвались в мечеть, где он совершал молитву, но Кылышты ата не захотел прерывать ее и вместе со своими сподвижниками был зарублен. Это одна из версий, почему он получил свое прозвище (қылыш – сабля). Есть также версия, что в бою он саблей рубил только головы.

Мавзолей имеет исключительно важное историко-культурное значение, так как связан с реальной исторической личностью – предком многих выдающихся казахских биев, акынов и других личностей. Кроме того, он очень интересен и как памятник архитектуры. Это весьма оригинальное сооружение проливает свет на позднесредневековое народное зодчество, сохранившееся в Казахстане в считанных экземплярах.

В трех километрах к юго-востоку от аула Инкардарья Сырдарьинского района расположен мавзолей Мулкалан. Он входит в региональную карту сакральных мест. Мулкалан (Мулла-калан, калан – великий) – прозвище известного в этих местах святого Мехереглана. По преданиям он занимался поливным земледелием, у него было семь домов. Мехереглан был хорошо знаком с другим местным аулие Магзумом. Они часто подтрунивали друг над другом по поводу того, кто из них где будет похоронен. И пророчество каждого сбылось!

Мавзолей расположен в обширном некрополе. Он сложен из квадратного обожжённого кирпича, площадь 9,2х12,2 метра. Здесь были разрушены купол, лицевая и верхняя часть портала, кладка стен. В настоящее время в мавзолее проведена реконструкция. Памятник представляет собой квадратное помещение, купол которого венчался барабанным сводом. Входной проем ориентирован на юго-запад. На продольной и поперечных осях было устроено четыре отверстия, охватывающих верхнюю часть барабана и основание купола. Над входным проемом расположен прямоугольный выступающий участок кладки, предназначенный, очевидно, для филенки с надписью. Здесь же в углах, образованных примыкающими к корпусу устоями портала, сохранились кирпичные сталактиты, служившие для перехода к полукупольному венчанию портальной ниши.

В интерьере до реставрации прослеживались остатки штукатурки, пол был вымощен из обожжённого кирпича. В северном углу находилось надгробие святого, покрытое масаханой – пологом. В правой половине было пять расположенных в ряд сырцовых надгробий с набросками из обожженных кирпичей. По всему периметру памятника от пола плотно уложена в несколько рядов камышовая прослойка, препятствовавшая засолению кладки, в середине стен и портале в кладку горизонтально были заделаны деревянные сваи.

В мавзолее Мулкалан наряду с традициями средневековой мусульманской архитектуры также использован и характерный для кочевников севера Средней Азии так называемый «дахистанский» тип портала. Памятник имеет большое значение, так как характеризует в значительной мере утраченное позднесредневековое зодчество Казахстана.

Городище Бабиш-мола IV-II веков до нашей эры расположено на территории Кармакшинского района в 40 километрах к северу-востоку от городища Чирик-Рабат. Впервые его развалины обследовались авиаразведывательным отрядом Хорезмской экспедиции в 1946 году. Тогда же были нанесены на карту большое городище – Бабиш-мола и отдельно стоящие погребальное здание – Бабиш-мола 2, снят схематический план крепости и собран подъемный материал. Основные археологические работы проводились в 1957 году. С 2005 года исследовательской экспедицией под руководством Ж.Курманкулова были определены географические координаты и произведена фотофиксация.

Бабиш-мола – это крупный комплекс поселений апасиаков. Они сохранились или в виде невысоких бугров, скрывающих в себе остатки домов, или в виде выступающих на такырах планировок, иногда подчеркнутых растительностью и покрытых обильными россыпями керамики. На некоторых поселениях зарегистрированы остатки гончарных печей. Кроме фрагментов керамики, среди которых преобладает ремесленная, найдено множество орудий из кварцита, скифские трехперые наконечники стрел, датируемые IV-II веками до нашей эры, зернотерки, железные шлаки и обломки криц. Важно подчеркнуть, что расселение племен шло не по берегам Жанадарьи, а по ее боковым протокам. В частности, бабиш-молинская ирригационная сеть питалась водами протоков, отходивших веером от возвышенности Аккыр. Выявлено, что на этой возвышенности добывалось сырье для изготовления орудий из кварцита.

Бабиш-мола 1 – это античная крепость неправильных очертаний, обнесенная мощной, возведенной на пахсовом цоколе стеной из сырцового кирпича. Извне стена защищена полукруглыми башнями; по внутреннему периметру прослеживается застройка городища. В северной части его расположена квадратная цитадель, обнесенная стеной с башнями, в которой прорезаны стреловидные бойницы. Вход в крепость шел через приватное здание. При раскопках обнаружено, что крепость имела несколько строительных периодов, не выходящих за хронологические пределы IV-II веков до н.э.

Были раскопаны три жилых помещения. В одном из них были найдены остатки домашней обжигательной печи, около которой в ямах обнаружены бракованные необожженные фрагменты глиняных женских статуэток архаического облика. В центре каждого из раскопанных помещений имеются невысокие подпрямоугольные очажные выкладки. На территории комплекса нашли большое количество фрагментов бронзы, костей животных, керамики, в том числе врытые в землю хумы, характерные для средних слоев памятника.

С городищем Бабиш-мола 1 связано отдельно стоящее погребальное сооружение Бабиш-мола 2. Это квадратное здание площадью 21х21 метров возвышается на высоту до семи метров. В его углах расположены четыре погребальных зала, отделенных друг от друга пересекающимися коридорами, образующими прямой крест. Во внешних стенах коридоры открываются наружу арочными проходами, перед которыми расположены своего рода открытые лоджии, являющиеся продолжением коридора за линией арки.

В полевом сезоне 1960 года было вскрыто и частично раскопано на небольшом возвышении севернее Бабиш-молы 2 могильное сооружение еще неизвестного до сих пор типа. Это квадратная площадка, представляющая собой участок естественного такырного грунта, который при окапывании получил форму ступенчатой пирамидки. В поверхности каждой из ступенек вырыты неглубокие ровики. В них находились захоронения. Здесь было обнаружено шесть детских (младенческих) захоронений в крупных горшкообразных сосудах грубой ручной лепки. Четыре из них найдены около углов площадки и два – около середины сторон. Также были вскрыты три погребения в ямах у стенок центральной площади. В одном из них обнаружен скелет взрослого человека, лежащего скорченно, головой на запад. Во втором погребении скелет подростка лежал вытянуто, на спине, головой на северо-запад (у головы стоял небольшой гончарный сосуд с округлыми боками и узким горлом). Третье погребение принадлежало взрослому, тоже лежавшему на спине. Ровики по сторонам центральной площадки заполнены были супесью, как и могильные ямы. Над супесью шли слои серого песка. По мнению ученых, это дает основание полагать, что обнаруженное могильное сооружение было перекрыто курганной насыпью диаметром около 18-20 метров. Видимо, это было одним из рядовых захоронений оазиса Бабиш-мола.
В погребениях комплекса найдено множество золотых полусферических нашивных бляшек, золотые пронизки, массивные золотые бусины с зернью, различные бусы из камня. Среди лепной посуды преобладают горшки, в числе круговой – горшки, миски, хумы и хумчи. Археологические работы в 2015 году охватили сельское поселение в окрестности городища Бабиш-молла, где были выявлены остатки горнов от обжигательных печек. Здесь, по всей видимости, была мастерская по производству керамики. Были выявлены остатки почти десяти керамических печек. Чем интересна эта находка? Длительное время археологи не могли найти центр производства гончарной (станковой) керамики Чирикрабатской культуры. Обилие фрагментов станковой керамики в археологических раскопках говорило о том, что она не привозная, а местная. Причем керамика несет в себе традиции, близкие к античной «эллинистической» культуре Средней Азии.

Полученные материалы: трехперые скифские наконечники стрел, керамика, близкая хорезмийской, бусы позволяют датировать весь комплекс Бабиш-молы IV-II веками до н.э. Приведенные при анализе находок с Чирик-Рабата и Бабиш-молы аналоги свидетельствуют о связях апасиаков, обитавших в нижнем течении Жанадарьи, с окружающим их миром. Наиболее тесна была их связь с Хорезмом, влияние которого прослеживается не только в керамике, но и в строительстве. Подтверждением тому может служить, в частности, комплекс Бабиш-мола.

По итогам прошлогодних раскопок на Бабиш-моле были открыты и исследованы мастерские и зернохранилища. Кроме того, были выявлены поселения раннего железного века, захоронения и три стоянки бронзового века.
После завершения нынешних археологических работ, которые проводит ТОО «Международный научно-исследовательский центр «Антик» под руководством археолога Жанболата Утубаева, на древнем памятнике будет проведена консервация объектов.

В аульных округах Каракеткен, Жанадарья и Аккыр, к примеру, большое количество памятников истории и культуры до сих пор не включены в списки предварительного учета. Среди них башни Косжигит, Байбакты и Шампы, водонапорная башня на станции Каракеткен, мавзолеи Килыбай и Шагала, мечети Кабыл тамы, Даулетназар и Токсанбай ахун и другие. Каждый из этих памятников – это летопись истории, религиозно-духовные центры.
Если эти мавзолеи и башни, возведенные из сырцового кирпича, не взять на государственный учет и не проводить работы по реставрации и консервации с целью сохранения их нынешнего состояния, то через 5-10 лет мы можем их вообще потерять. Как правило, такие исторические объекты не стоят вечно, изнашиваются, и в дальнейшем вовсе могут исчезнуть с лица земли. Но сохранившиеся фотографии на протяжении веков используются в качестве доказательства и достоверного источника их существования. Это очень важно для последующих поколений, которые не смогли увидеть памятник своими глазами.

Среди этих древних исторических объектов особое внимание жителей района привлекает башня Косжигит, расположенная в 19,4 км. к северо-востоку от аула Каракеткен. Памятник состоит из двух башен. Общая форма первой башни имеет форму круга. Башня построена с конусообразной обвязкой от середины к вершине. Высота около 6 метров. Внутренний диаметр 80 сантиметров. Толщина стенки около 60 сантиметров. Вторая башня имеет квадратную форму (1,3х1,3метра). Высота около 5 метров. Башни построены из прямоугольных сырцовых кирпичей. Входные проемы обращены на юг и юго-запад. Внутри есть устремленные вверх башни деревянные лестницы. Расстояние между двумя башнями около 13-15 метров. В настоящее время обе башни сильно повреждены из-за неблагоприятных климатических условий. Их возраст датируется, примерно, концом ХІХ-началом ХХ веков.

Как гласит одна из легенд, один из двух братьев из рода найман влюбился в дочь известного в округе бая из рода табын. Он хотел увезти возлюбленную в свой аул. Бай, узнав о том, что его дочь встречается с парнем из другого рода, решил уничтожить братьев, и послал для исполнения злого умысла верных ему жигитов. В одну из ночей палачи бая беспощадно убили братьев, увозивших втайне влюбленную девушку. Позднее родственники братьев построили на месте их захоронения две башни, которые впоследствии остались в истории как башни Косжигит (башни двух братьев).

В другой легенде, двое братьев из рода табын в период сражений с ненавистными захватчиками героически погибли на чужбине. Их тела привезли и похоронили на родной земле. На месте захоронения родственники для увековечивания имен братьев возвели две башни. Хоть и не дошли до нас имена этих героев, но памятник в народе стали именовать башнями Косжигит.

Есть еще третья версия легенды. … Во второй половине XIX века уже в преклонном возрасте известный народный герой Бухарбай батыр вместе со своими соплеменниками поселился на благодатной земле – в северо-восточной части аула Каракеткен Жалагашского района. Наш предок способствовал переходу местных казахов от кочевого к оседлому образу жизни. Он заложил в округе большой сад и велел сельчанам выкопать оросительный канал длиной около десяти километров, который берет начало от реки Караозек. Юноши начали активно рыть канал на вверенных им участках. Двое джигитов, расчищая густые камышовые заросли, натолкнулись на логово тигрицы с детенышами. Завидев людей, тигрица молниеносно бросилась на юношей и исполосовала джигитам горло своими острыми когтями. Подбежавшие чуть позднее сельчане увидели лишь бездыханные тела братьев. Они с почестями похоронили ребят, трудившихся на благо своей родной земли. Их тела были захоронены рядом с каналом Бухарбая батыра. Народный батыр, посоветовавшись с сельчанами, решил установить на месте могил ребят памятный знак. Тогда и было решено возвести здесь две башни. История уже не помнит имена двух братьев, но их могила осталась в памяти народа как башни Косжигит. Но по дошедшим до наших дней сведениям, эти ребята были родственниками Кабан батыра из рода токберди табын.

Как бы ни гласила сегодня легенда, эти древние памятники – свидетели нашей истории, и должны быть под охраной государства. Очень важно, чтобы они не ушли в небытие, сохранились и были переданы потомкам.

Читайте также: