Kyzylorda-news.kz До конца этого года автомобильное движение по трассе Кызылорда – Жезказган будет открыто на 140 км из реконструируемых 192 км, проходящих по Кызылординской области. О ходе строительства объекта рассказал руководитель управления комитета автомобильных дорог Минтранспорта РК Нуртилек Хасенов. 

Общая протяженность автомобильных дорог в Кызылординской области составляет более 3,5 тыс. км. Одной из важных магистралей является автодорога Кызылорда — Павлодар —Успенка — граница РФ, которая связывает север и юг Казахстана. По территории Приаралья проходит 192 км этой трассы. И она вся на реконструкции стоимостью 72,7 млрд тенге.

Реконструкцией дороги занимаются 5 строительных компаний, вкупе с организациями, контролирующими качество дорожного покрытия. 

Как рассказал руководитель управления комитета автомобильных дорог Минтранспорта РК Нуртилек Хасенов, автомобильное движение на 140 км новой дороги откроют до конца этого года. Он напомнил, что сдадут дорогу в 2025 году. 

«Вместе с тем подрядчики ведут работы по укладке асфальта и благоустройству. В работах задействовано более 700 человек, 400 единиц техники. В Кызылординской области проект будет полностью завершен. Затем в следующем году в рамках этого проекта начнется реконструкция 208 км трассы, проходящей по области Улытау. На сегодня подрядчики определены, разделены на 8 участков, ведут подготовительные работы. В частности, определение грунтовых карьеров, строительство объездных дорог, оформление документов и другое», — сообщил спикер. 

На вопрос о качестве дорожного покрытия Хасенов сказал, что экспертизой занимаются несколько организаций. 

«В первую очередь качество дорожного покрытия проверяют в лабораториях подрядчиков. Еще здесь работают зарубежные инженеры, они проверяют качество дороги на соответствие требованиям международных финансовых институтов. Кроме того, кызылординский филиал Национального центра качества дорожных активов ведет ежедневный контроль этого проекта», — заверил он. 

Стоит ли говорить, что дорога будет на 5-летней гарантии подрядчиков. И в случае выявления недостатков они устранят их за свой счет. 

Генеральный директор Национального центра качества дорожных активов Булатбек Айтбаев рассказал, что на сегодня было выполнено порядка 70 тыс. инспекционных выездов за 5 лет существования организации. 

«Отобрано более 15 тыс. проб различных материалов. Один из эффективных показателей — за эти 5 лет на 15 млрд тенге было переустроено заново различных элементов конструкций дорожной одежды либо же не было допущено материалов, не соответствующих качеству», — сообщил он. — Почти все участки дороги завершены, но не приняты в эксплуатацию. Нет еще элементов обустройства пути, разметки, знаков, освещения, барьерного ограждения и т.д. Качество выполняемых дорог подтверждается экспертизой качества работ. И заключением службы инженеров, которую возглавляет южнокорейская компания LTD DOHWA Engineering Co, казахстанскую сторону представляет компания М50 Consalting Group».

На вопрос об экспертизе кызылординского участка Айтбаев сообщил, что было проведено более 600 инспекционных выездов. 

«Отобрали более 2300 проб различных материалов. Из них в 12% были выявлены несоответствия. Эти материалы были либо заменены, либо доведены до нормативных требований. В целом, за этот год более чем на 100 млн по данному проекту произведено переустройств различных конструктивных слоев, где-то основания, где-то покрытия. В целом, за весь период реализации проекта более чем на 300 млн тенге было переустроено работ», — уточнил он. 

Он также заверил, что все основные материалы, используемые при реализации подобного рода больших проектов, проходят длительную многоэтапную проверку. Такая работа тоже ведется на постоянной основе. На вопрос, какие на будущее планы у центра, он ответил, что в начале этого года им дали поручение нарастить мускулы. 

«В начале строительного сезона в этом году нам дали поручение усилиться, нарастить мускулы. Нами инициируется ряд законодательных поправок, внесение изменений в НПА и т.д. В части усиления качества, усиления ответственности участников, сторон строительного процесса. Мое субъективное мнение: мы однозначно должны усилиться. Во-первых, совершенствовать нормативно-правовую базу. Во-вторых, у нас ответственность сторон немного размытая. Мы, осуществляя экспертизу качества работ, даем только результаты тех испытаний, которые мы провели, либо тех измерений, которые мы осуществили. Выборочно, это не сплошной контроль. Сплошной контроль ведется службами технического контроля и службой качества подрядчика. Вот ответственность этих двух служб — это основа качества тех работ, которые производятся. Вот такой порядок, какой вы сегодня видите, вот такая дорога, которую вы сегодня видели, она может быть обеспечена только тогда, когда весь этот порядок производства работ соблюдается всеми участниками процесса. Один из таких примеров — кызылординский участок трассы Кызылорда — Жезказган. Автомобильная дорога соответствует всем требованиям — ширина, толщина, геометрия», — подытожил он.

NUR.KZ

Фото: NUR.KZ / Махмуд Байходжаев

Читайте также: