Kyzylorda-news.kz. На днях в СМИ появилась информация, что фильм отечественного производства «Бизнес по-казахски в Корее» обогнал голливудский блокбастер «Мстители» по кассовым сборам в Казахстане. Сборы семейной комедии «Бизнес по-казахски в Корее», вышедшей в прокат 26 декабря, по состоянию на 22 января 2020 года достигли 1 миллиарда 107 миллионов тенге.

Тем самым фильм Нурлана Коянбаева стал не только самым кассовым среди отечественных фильмов, но и поставил новый рекорд по сборам среди всех фильмов за всю историю отечественного кинопроката. Ранее лидерами считались фильмы «Мстители» заработавшие в свое время 1 миллиард 103 миллиона тенге и «Король Лев» с кассовым сбором 1 миллиард 39 миллионов тенге.

Напомним, что это уже четвертая часть известной ежегодной франшизы. Что же так привлекает эта серия фильмов казахстанского зрителя?

По данным отечественных СМИ, первый фильм ежегодной серии, вышедший в 2016 году, “Бизнес по-казахски” собрал бокс-офис в 299 700 700тенге, вторая часть «Бизнес по-казахски в Америке» собрала кассу уже в 581 миллион тенге, а третья «Бизнес по-казахски в Африке» принесла создателям 772 386 445 тенге.

Сам генеральный продюсер, а заодно и исполнитель главной роли Нурлан Коянбаев неоднократно объяснял, в чем, по его мнению, заключается такой коммерческий успех его картин, причем нередко делал это в шуточной форме. 

– Картина выходит в январе, уже в феврале мы узнаем у зрителей, понравился ли им фильм, снимать ли продолжение и в какой стране снимать. Про наши фильмы люди часто писали: «Нурлан, сними теперь в Африке или в Антарктиде», а я подумал, что такие подколы в наш адрес – это круто и показывает, что люди этим интересуются. Если я сделаю этот подкол реальностью, то это будет хороший ход, – рассказал Нурлан Нугманович. 

Также он объяснил, чем будет отличаться “Бизнес по-казахски в Корее” от предыдущих частей, а также рассказал, как выбирали страну для съемок. 

– Так получилось, что я заранее съездил в Южную Корею и договорился с тамошними киноделами о съемке. И решил спросить в соцсетях у людей, как они смотрят на то, чтобы съемки проходили в этой стране. В итоге мы получили огромный отклик, ажиотаж поднялся. Оказывается, это очень модное направление, в основном у женщин, и мы выбрали Корею. 

Фильм отличается тем, что там будет женская линия персонажей Макпал и Айсулу, и за них там переживаешь. Думаю, это будет отличаться от остальных частей франшизы. Кроме того, коллектив отработал мощно, и корейская, и казахстанская сторона. Это была самая дорогая картина из всех, потому что там есть робот и Сеул – большой и дорогой город. По организации и финансам Сеул вышел дороже всех, – добавил г-н Коянбаев в том же выпуске. 

Из-за небывалого коммерческого успеха фильма пользователи Казнета неоднократно интересовались у автора картины, как долго он планирует продолжать эксплуатировать франшизу “Бизнес по-казахски”, так как некоторым зрителям начинает казаться, что это превращается в банальное зарабатывание денег. Нурлан Коянбаев ответил на это весьма красноречиво еще до премьеры нового фильма.

– Если часть с Кореей провалится, то мы же останемся в долгу у зрителя, поэтому должны будем выпустить еще одну часть от души. Как говорится, вот вам и пятая часть, – добавил он. 

При этом важно уточнить, что, по данным “Кинопоиска”, фильм “Бизнес по-казахски в Америке” 2017 года стоил создателям 250 тысяч долларов. К сожалению, это единственная известная цифра о затратах на производство данной франшизы. С тех пор Коянбаев заявлял, что затраты только росли, а часть про Корею и вовсе стала самой дорогой по производству. А вот главный конкурент Коянбаева – мировая франшиза “Мстители: финал” – обошлась ее создателям в более чем 300 миллионов долларов, но не смогла стать самым кассовым фильмом именно в нашей стране. 

Однако при этом стала одним из самых кассовых фильмов в мировом прокате. 

Кроме того, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным кинокритиком Олегом БОРЕЦКИМ, который объяснил, в чем заключается столь небывалый коммерческий успех “Бизнеса по-казахски” и почему он не сыскал бы такой популярности в других странах.

– Тут целый комплекс причин такого коммерческого успеха. Во-первых, у этой франшизы уже есть свои поклонники, которые знают, каких комедийных ходов стоит ожидать из тех, что предлагает Коянбаев. У комедии, режиссера и стиля уже есть своя аудитория – местная казахскоязычная публика.

Плюс комедия уже стала набитым трендом. К примеру, 10 лет назад у нас вообще комедий не было, но постепенно генерация бывших кавээнщиков занялась этим. К тому же фильм по релизу был в то время, когда больше смотреть было особо нечего. Низкий интерес к «Мстителям» был ожидаем из-за плохих оценок фильма, и под Новый год нечего было смотреть.

Мне кажется, мы уже подходим к пределам роста. По всем кинематографическим законам это долго продолжаться не будет. И в ближайшие два месяца мы получим уже трагикомедию, которая будет представлена в жанре «ты не поверишь», смена амплуа. Она будет строиться по другим комедийным ходам, у которой есть шанс поднять зрительский комедийный спрос чуть-чуть выше. Пока то, что делает «Бизнес по-казахски» – эксплуатирует те клише, которые принесли успех в первой части. Это нормально и естественно.

Я думаю, что у самого Нурлана Коянбаева в ближайшее время уже появится желание попробовать себя в другом, новом жанре, как это было с Нуртасом Адамбаем, который после своих комедий снял «Тараз» и «Лифт». Возможно, Коянбаев поступит так же, если у него хватит таланта.

– Можно ли назвать этот фильм качественным видеопродуктом на фоне других премьер, вышедших в это же время?

– Смотря чем измеряется это качество. У нас есть лирические комедии, есть скромные, которым не хватает драйва и других вещей. В этом случае результат зрительских симпатий говорит сам за себя. Но говорить, что это тот случай, который может принести тот же бокс-офис за пределами Казахстана, – неправильно.

Для нашего местного продукта это сделано неплохо, коммерческое кино, о котором и нечего говорить. Но оно достаточно местное. В том же СНГ это никто смотреть не будет. Вы же не повезете этот фильм на международный фестиваль, к примеру, в Канны или Берлин. Этот фильм – мейнстрим и развлечение, где зритель приходит в кино, берет попкорн и просто хочет посмеяться.

Читайте также: