Kyzylorda-news.kz  Общественный транспорт играет важную роль в любом городе, а его доступность и надежность – важные показатели качества жизни населения. Сейчас в Кызылорде заметно оживилась работа общественного транспорта. Все реже можно увидеть привычные для нашего города толпы людей на остановках. Те, что расположены в центральной части города, оснащены электронными табло. Более продвинутые пассажиры пользуются мобильным приложением 2GIS, отслеживая в смартфоне передвижение нужного им маршрутного автобуса. Тесные и неудобные ГАЗели сменили новые комфортабельные автобусы с просторными салонами, оснащенные апарелями для инвалидов-колясочников и кондиционерами. Последнее особенно актуально для Кызылорды, где температура в летние месяцы поднимается до 40 градусов и выше. Кызылординцы довольны и все чаще благодарят местные власти и руководство автобусного парка.

До недавнего времени проблема общественного транспорта в Кызылорде была едва ли не самой животрепещущей. Кроме нескольких основных, большую часть внутригородских маршрутов обслуживали частные перевозчики. Всем знакомы старые микроавтобусы с потрепанными, плохо проветриваемыми салонами, в которых зимой холодно, а летом жарко и душно. Ехать в них – тот еще экстрим. Добавьте к этому обычные в часы пик давки, шумахерские гонки на дорогах и разборки водителей. Причем после семи вечера маршрутки «сдувало как ветром», по причине чего доехать после работы на общественном транспорте домой было большой удачей.

Городские власти не раз предпринимали попытки решить вопрос относительно внутригородского транспорта. Именно с этой целью в 2013 году было создано ТОО «Кызылординский автобусный парк», на баланс которого было передано 20 новых автобусов китайского производства марки Zhangtong LCK 6105HGC. В 2016 году в Кызылорде началось строительство автобусного парка на основе трехстороннего договора, заключенного между акиматом области, социально-предпринимательской корпорацией АО «СПК «Байконур» и Европейским банком реконструкции и развития. Был выделен земельный участок в пять гектаров по улице Жибек жолы. Объект, имеющий большую социальную значимость, был сдан в эксплуатацию в 2017 году. В автопарке оборудованы стоянки и ангары для автобусов большой вместимости, есть ремонтный цех, мойка, заправка, административное здание с операционно-контрольным центром для отслеживания через GPS-навигаторы, другие вспомогательные службы. После окончания рейса автобусы приезжают в автопарк, заправляются природным газом, затем следуют на автомойку. На территории автопарка также есть операционно-контрольный цех. В боксе длиной 114 метров и шириной 40 метров десять смотровых ям.

Здесь работают электротехнический отдел, покрасочная камера, сварочный, шиномонтажный, кузовной, агрегатный, а также медницкий цеха, где выполняется весь спектр работ по ремонту. Цеха оснащены приточно-вытяжной системой вентиляции, обеспечивающей приток свежего воздуха в необходимом объеме и полное удаление паров и газов.

За счет заемных средств поэтапно были закуплены автобусы. Так, в 2015-2016 годы приобрели 92 автобуса большой вместимости от китайского производителя, в 2017-м – десять машин марки «ПАЗ» российского производства, в 2020-м – еще 13 китайских авто модели ZhongTong.

В 2023 году выделены деньги на приобретение  еще 150 автобусов. В ноябре прошлого года 50 автобусов вышли на маршруты, остальные 100 автобусов прибыли в феврале текущего года. Новые автобусы отвечают всем требованиям безопасной и комфортной перевозки пассажиров. Пассажирский салон оснащен самыми разными приспособлениями для комфортной поездки, в том числе кондиционером.  Закупленные автобусы Yutong китайского производства. Это признанный в мире бренд, пользующийся большим покупательским спросом. Бывшие ранее в использовании автобусы Zhong Tong были тоже от китайского производителя. Их сборка осуществляется в Казахстане: в Караганде и Семее. Срок их службы зависит от соблюдения правил эксплуатации: необходимо вовремя менять запчасти, фильтры, производить замену масла соответствующей марки. На этих автобусах используется метан – сжатый газ. Проблем с топливом у них нет. Газ поступает напрямую по трубопроводу с производственного филиала АО «КазТранГаз Аймак». На компрессорной станции он перерабатывается в компримированный (сжатый) газ – метан. Так что от городских заправок они не зависят, да и обходится он дешевле – около 20 тенге за литр.

С появлением новых автобусов в областном центре запустили новые маршруты.   На сегодняшний день автобусный парк обслуживает 28 внутригородских маршрутов (1,2,3,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33) и дополнительно на дачный массив «Ягодка» и «ПМК-29», «ПМК-66». На внутригородские пассажирские перевозки ежедневно выходят 210 единиц автобусов. Интервал движения общественного транспорта по маршрутам составляет 12-15 минут.

Известно, что цифровизация стала частью нашей повседневной жизни. Для удобства пассажиров внедрена электронная платежная система и установлены валидаторы. На сегодняшний день, в соответствии с заключенным соглашением с ТОО «ALEMPAY» оплата проезда осуществляется через услуги оператора сотовой связи или посредством электронной проездной карты. Дифференцированный тариф с января 2021 года установлен в электронном виде в сумме 85 тенге, наличными — 90 тенге.

Сейчас тариф проезда в автобусах по городу - 130 тенге наличными, 90 тенге безналичным способом оплаты. Школьники по-прежнему платят 40 тенге. Кызылординцам на сегодняшний день представлено 8 видов платежей в электронном виде: через операторов сотовой связи, использующих SMS, QR-код, мобильное приложение и банковские карты. Нововведение обеспечивает удобство в общественных транспортах и прозрачность финансовых потоков, повышение доходов автопарка. Как отметили в автобусном парке «Кызылорда», по данным, составленным на основе результатов электронного билетирования, за день автобусный парк перевозит около 100 тысяч пассажиров. Но здесь надо учитывать, что есть пассажиры, которые платят наличными. Как раз эту часть трудно вывести из теневого оборота. При оплате наличными за проезд в автобусе пассажирам необходимо требовать  у водителя билет.

В случае  непредоставления билета, водителю  грозит штраф в размере 5 МРП (17 250 тенге), если пассажир не потребует и не возьмет билет, то штраф  2 МРП (6900 тенге).

При получении билета обязательно необходимо проверить  дату и время выдачи, номер автобуса.

Сейчас передвижение того или иного маршрута можно отследить на картах 2Гис и ЯндексGo. Там автобусы перемещаются в реальном времени. Можно посмотреть, сколько ещё ждать транспорт, или понять, когда лучше выходить из дома, чтобы его не пропустить. Если оказались в незнакомом районе — узнать, как быстрее добраться домой и найти ближайшую остановку.

Почти во всех автобусах установлена система оповещения. Автоинформатор не только называет остановки, но и напоминает о необходимости оплатить проезд и информирует о способах внесения онлайн-платежей. Это удобно и водителю, и пассажиру. Первому не придется отвлекаться, чтобы отвечать на вопросы, а пассажиры не пропустят свою остановку.

Вопросы строгого соблюдения правил дорожного движения и недопущения дорожно-транспортных происшествий находятся на строгом контроле руководства товарищества.

Стоит отметить, что ощущается дефицит водителей на общественном транспорте, и не только в Кызылорде. Водителей принимают на работу не младше 25 лет, имеющие стаж работы не менее 5 лет, относящиеся к категории «D». Сейчас рассматривается снижение стажа до двух или трех лет. Но, с другой стороны, главное – это безопасность пассажиров. Ведь на водителе автобуса лежит большая ответственность. На сегодня в автопарке работают около 360 водителей. К ним переходят шоферы, работавшие у частных перевозчиков, а также водители фур с соответствующим стажем. В среднем, заработная плата водителей составляет около 250 тысяч тенге. Но все зависит от отработанного времени. Их рабочий день начинается с 4.30 утра. После обязательного техосмотра, медицинского освидетельствования с половины шестого автобусы курсируют по городским маршрутам. График их работы – два рабочих дня, два выходных. К каждому автобусу прикреплены два водителя, которые работают посменно.

В целях защиты прав и интересов работников, улучшения условий труда, обеспечения социальных гарантий в учреждении создан профсоюзный комитет. Также работники товарищества участвуют в различных благотворительных акциях, оказывая материальную помощь малообеспеченным семьям.

В административном здании товарищества оборудован специальный кабинет, в котором размещен архив истории нашего региона, периода становления учреждения, жизни ветеранов транспортной отрасли.

В 2023 году в связи с 10-летием работы товарищества, среди водителей определили победителей в номинациях: «Образцовый водитель», «За значительный вклад», «Креативный водитель», «Мастер-водитель», «Отличник дорожного движения», «Чистый автобус» и «Водитель года».  

Обновленные дорожные схемы маршрутов представляются жителям города через СМИ и социальные сети. 

В Кызылорде запущен САLL-центр в  техническом режиме  ТОО «Автобусный парк «Кызылорда». Диспетчерский CALL-центр учреждения поддерживает обратную связь с населением. Позвонив в центр по  номеру +7 (777) 767-44-44,  кызылординцы  смогут связаться с диспетчерской, отделом кадров и управлением дорожного движения для получения необходимой информации. Также можно оставить свои предложения-комментарии, уведомления о трудоустройстве и нарушении дорожно-транспортной дисциплины водителями автобусов.

В ближайшее время на экранах внутри автобусов будут транслироваться видеоролики, рассказывающие о различных путях мошенничества и о том, как распознать их.

В июле прошлого года на левобережной части города был заложен фундамент нового автовокзала. В ближайшее время объект будет сдан в эксплуатацию.

 

Фото Автобусный парк Кызылорды

Читайте также: