Kyzylorda-news.kz. Жительницы Кызылорды присоединяются к челленджу, запущенному студентками местного госуниверситета имени Кокыта-ата.
«Наши студентки украсили свои волосы предметами казахского ювелирного искусства, такими, как шашбау, шолпы, шекелик, чтобы призвать жительниц Казахстана носить каждый день эти украшения, пришедшие к нам из глубины веков», - сообщили в медиа-центре университета.
Организаторы надеются, что челлендж даст старт новой моде на них.
«И это будет прекрасно, ведь мода, это часть культуры, искусства, а настоящее искусство не знает границ и востребовано во все времена», - заявили в университете.
Самое широкое распространение из казахских украшений для волос имело раньше и имеет сейчас шашбау (от казахского шаш (волосы), бау - длинная сложного плетения цепочка, шнур или лента с нашитыми монетами, металлическими бляхами, бусинами, колокольчиками. Шашбау девушки крепят у основания кос и опускают по всей их длине.
Еще одно украшение для волос шолпы называют в народе «звенящим». Шолпы - это небольшая подвеска для кос, украшенная монетами, ценными камнями, колокольчиками. Шолпы вплетают в косы в самом низу, и когда девушка двигается, украшения с колокольчиками или нанизанными монетами звенят.
«Шашбау не просто так носили. И вообще, в старину у казахов, у кочевников, не было ничего «просто так», все имело значение». У всех предметов ювелирного искусства свое предназначение, шашбау, например является еще и оберегом. Оберегает ту, что его носит, от всего дурного», — рассказывает известный ювелир из Кызылорды, работающий в национальном стиле, Бекзат Жакипов.
Бекзат Жакипов считает, что самая лучшая прическа для девушки – косы.
«Есть такой момент: у казахов раньше девушки, женщины вообще не ходили с распущенными волосами. Думается, не нужно это делать и сейчас. Ведь в старину женщины распускали волосы по печальным случаям, когда кто-то близкий умирал. Если современные девушки будут плести косы и носить шашбау, шолпы, это будет прекрасно», - говорит он.
Жакипов по специальности художник-ювелир, учился в университете имени Коркыта-ата. Ювелирным искусством занимались его прапрадед, прадед, дед и отец. Бекзат продолжает дело предков, в другой профессии себя не видит, справедливо считая, что казахские национальные украшения - это не просто ювелирные изделия, а весомая часть национальной культуры и истории, корнями уходящая в века.