Kyzylorda-news.kz Реализация государственной политики в сфере защиты прав потребителей регламентируется Законом РК «О защите прав потребителей». Он регулирует не только права потребителей и их защиту, но и обязанности продавцов, исполнителей, изготовителей товаров, работ и услуг.
Одно из основных направлений в сфере защиты прав потребителей – рассмотрение обращений граждан и консультационная помощь в решении потребительских споров в досудебном порядке. Число обращений потребителей в нашей области с каждым годом растет, что, несомненно, играет свою положительную роль в стимулировании предпринимателей к добросовестной торговле и формировании культуры потребления у населения. Как рассказал на брифинге в региональной Службе коммуникаций заместитель руководителя областного департамента торговли и защиты прав потребителей Нурлыбек Бимурзаев, в нашем регионе растут информированность и гражданская сознательность потребителей. Подтверждение тому статистические данные: только за пять месяцев 2024 года число обращений в областной департамент выросло на 56,2 процента в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. В нынешнем году поступило 203 обращения потребителей, а на аналогичный период прошлого года – 114. По результатам рассмотрения поступивших обращений 60 из них удовлетворены, 71 – перенаправлено в другие государственные органы по компетенции, остальные потребители получили разъяснения по интересующим их вопросам. По итогам рассмотренных обращений потребителям было возвращено 6,4 млн тенге (за 5 месяцев 2023 года – 2,1 млн тенге).
Как отметил спикер, согласно Закону «О защите прав потребителей» всем обратившимся гражданам они разъясняют их права, оказывают помощь в правильном составлении досудебной претензии и объясняют порядок ее предоставления. К слову, специалисты говорят, что в большинстве случаев при подаче претензий в отношении недобросовестных производителей или реализаторов обращения потребителей рассматриваются положительно.
Между тем, согласно пункту 1 статьи 9 Закона РК «О регулировании торговой деятельности» субъект внутренней торговли на социально значимый продовольственный товар устанавливает размер предельной торговой надбавки не более 15 процентов от отпускной цены производителя или оптового поставщика. Таким образом, субъекты предпринимательства при реализации товаров из вышеуказанного перечня в обязательном порядке должны соблюдать требование статьи.
– Мы ведем постоянный мониторинг торговых объектов на предмет выявления фактов превышения торговой надбавки, – отметил Н.Бимурзаев. – Сюда входят рынки, торговые сети, магазины у дома. В ходе проверок были выявлены нарушения у 49 субъектов предпринимательства, за что они привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом РК «Об административных правонарушениях».
В прошлом году для защиты интересов потребителей Министерство торговли и интеграции РК запустило публичный концепт «Сапалы өнім».
– Вопрос качества продукции является одним из приоритетных направлений в сфере защиты прав потребителей, – отметил спикер. – Проект «Сапалы өнім» призван защищать потребителей и производителей от опасной и некачественной продукции, а также способствовать развитию конкуренции на внутреннем рынке. За пять месяцев текущего года в рамках этого проекта для экспертизы в крупных городских торговых домах провели контрольную закупку таких продуктов питания, как творог, сливки молочные, молоко ультрапастеризованное, сметану, детские кондитерские изделия, колбасу сырокопченую, печенье в молочном шоколаде и так далее (всего 26 наименований). По качеству соответствий на упаковках 5 продуктов (сметана, творог, сырокопченые колбасные изделия) отсутствовала маркировка и информация на государственном языке.
В завершении брифинга спикер напомнил, что в соответствии с планом законопроектных работ разработан проект Закона РК «О защите прав потребителей» и сопутствующий ему проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей». В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента РК.
В соответствии с этим законодательным документом предлагается ввести институт омбудсмена по защите прав потребителей. Статус омбудсмена позволит вывести системные проблемы в сфере защиты прав потребителей Казахстана на высокий уровень государственной власти.
Наталья ЧЕРНЕЙ
Фото pixabay