Kyzylorda-news.kz  Барсакельмесский заповедник – единственный в Евразии, где охраняются экосистемы северных (остепненных) и средних настоящих пустынь умеренного пояса.

В 80-90-е годы прошедшего столетия фауна региона претерпела существенные изменения в сторону сокращения видового состава и численности. Снижение уровня моря наиболее сильно отразилось на группе водных и околоводных млекопитающих (ондатра, кабан, пластинчатозубая крыса и водяная полевка). Снизилась численность многих копытных и хищных млекопитающих, утративших традиционные питьевые источники.

Пустынные участки заповедника – это сухая степь в ее крайнем проявлении. Поэтому вполне понятно, что приспособления, существующие у многих степных животных, свойственны к пустынным, но выражены еще резче. Чрезвычайно высокие температуры и сухость воздуха в течении большой части года, недостаток пищи, а главное воды, отсутствие естественных укрытий и однообразно серовато-желтоватый тон почвы — вот те основные условия, к которым приходится приспособляться животным. В  заповеднике от высокой температуры они спасаются тем, что или ведут ночную жизнь, или скрываются на самые жаркие часы в норы, или зарываются на это время в песок, более глубокие слои которого всегда прохладны, или наконец, взбираются на кусты, где температура ниже, чем на поверхности раскаленной почвы. Следовательно, в основном приспособления животных к высоким температурам пустыни выражаются в том, что они могут различными способами избегать их.

 Недостаток воды в заповеднике ведет к тому, что в ней могут существовать только такие животные, которые способны или быстро покрывать большие расстояния, бегая или летая на водопой за десятки километров, или животные довольствующие той влагой, которую получают от пищи. К первым в заповеднике относятся рябки, голуби, антилопы-джейраны, сайгаки, куланы; ко вторым – дрофа-джек, различные грызуны, многие мелкие хищные и насекомоядные звери и птицы и все пресмыкающиеся. Животный мир заповедника в ее участках разного характера различен. Наиболее безжизненна щебнистая гаммада, занимающая местами весьма значительные пространства. Пожалуй, сравнительно многочисленны здесь лишь некоторые виды ящериц-круглоголовок. Еще  мертвей пухлые солончаки, покрытые коркой грязно-желтовато-белой соли, в которых нога человека тонет по щиколотку. Здесь встречаются серые, с уплощенным и расширенным жабовидным туловищем, круглоголовки и попадаются пучки, нарытые слепушонкой. Этот грузун питается здесь луковицами различных растений, снесенных талой водой и весенними дождями, но не сумевших пробить своими всходами крепкую корку такыра.

В последние годы в заповеднике «Барсакельмес» отмечается рост поголовья куланов. В середине прошлого столетия на остров для акклиматизации в этом регионе были завезены девять голов этих животных. За прошедшие десятилетия произошло немало изменений в жизни парнокопытных, сейчас в результате особых мер защиты, которые принимает государство, их поголовье составляет более 700.

В конце 20-х годов прошлого века на остров приехали первые ученые, которые вскоре сделали вывод: Барсакельмес является эталоном пустынной экосистемы с уникальным растительным и животным миром. С этого времени начинается активное изучение его богатейшей флоры и фауны. С 1939 года, когда вышло постановление Совета Министров Казахской ССР, по сей день Барсакельмес является государственным природным заповедником.

Если с началом обмеления Аральского моря дикие животные в поисках воды стали покидать остров, то растительный мир остался таким же ярким, разноцветным и, по-своему, уникальным. Здесь произрастают более 300 видов растений. Ранней весной в заповеднике расцветают различные виды тюльпанов и множество других цветов. А вокруг прекрасный реликтовый саксауловый лес, который растет на новоаральской и древнеаральской террасах. В окрестностях дельты Сырдарьи обитают 154 вида птиц, а 33 особи пернатых занесены в Красную книгу Казахстана.

Животный мир острова был представлен куланом, джейраном, сайгаком и другими видами. Со временем большинство их покинуло некогда обжитую территорию. Однако, как говорят специалисты, на лето они еще туда заходят, хотя постоянного места обитания на острове у них уже нет. В основном, животные обитают в пустыне Кызылкум. Сайгаки ушли и в сторону Иргизского района Актюбинской области. Когда-то на острове была очень большая популяция этих животных, за ними велся постоянный контроль. Когда началось сокращение акватории Аральского моря, постепенно с острова исчезли сайгаки, джейраны и другие представители животного мира. Под Капчагай с острова вывезли и куланов.

А собственно история аральских куланов началась в 50-х годах прошлого столетия, когда было принято решение об их доставке на остров из других заповедников. Уже тогда эти животные были занесены во Всемирную Красную книгу. В 1954 году на остров привезли первых куланов, которые успешно адаптировались в совершенно новых для них условиях. Когда началось обмеление Аральского моря, кто-то «наверху» принял решение об их вывозе с острова. Причем, как возмущались руководители и сотрудники заповедника, сделали это, не выяснив до конца сложившуюся экологическую ситуацию. Хотя вывезти с острова диких животных — занятие тоже не из легких. В итоге вывезли только тех куланов, которых удалось поймать.

И лишь после обретения Казахстаном независимости появилась возможность уделять особое внимание вопросам охраны окружающей среды, оздоровлению экологии в бассейне высыхающего моря. Когда в середине 90-х годов люди попали на остров, перед ними предстала удручающая картина: останки куланов, которых не смогли вывезти с острова, развалившиеся дома. Надо было возрождать заповедник.

Однако на этом история барсакельмесских куланов не закончилась. Как рассказывают специалисты, все дело в том, что с острова были вывезены не все куланы – оставили больных, которые вряд ли смогли бы выдержать многодневный переезд в другие края. В начале «нулевых» стали поступать сведения о том, что оставшиеся на острове куланы выжили и освоили новую территорию там, где есть питьевая вода. Это бывший остров Каскакулан, где ещё в 70-е годы пробурили три скважины, поэтому не случайно куланы подались в эти места. Со временем животные прижились на новом месте, и остров Каскакулан стал новым местом их обитания. Здесь такая же кормовая база, прекрасный саксауловый лес, который был посажен ещё в начале 60-х годов прошлого века учеными Казахского научно-исследовательского института лесного хозяйства. В начале 2000-х годов начали предприниматься первые шаги, чтобы бывший остров Каскакулан присоединить к Барсакельмесу.

В результате реализованных государством экологических проектов, в начале 2000-х годов началось улучшение экологической системы резервата. Постановлением Правительства страны в 2005 году площадь заповедника была увеличена в десять раз. Сейчас он разделен на три кластерных участка: Барсакельмес, Каскакулан и Дельта, где за сохранением природного баланса строго следят 15 государственных инспекторов, которые проводят постоянный мониторинг. Все материалы, полученные в результате исследований, используются в научно-исследовательской работе сотрудников заповедника.

И еще об одной особенности природы этих краев. В этих местах много зарослей саксаула, тугайных лесов и камыша, а значит, с наступлением жарких дней очень высока пожарная опасность. Поэтому работники заповедника особое внимание уделяют вопросам безопасности и профилактики возгораний. Заповедник оснащен специальной противопожарной техникой. Эти места имеют свои природно-климатические особенности: зимой стоят лютые морозы, летом – сильная жара. Противопожарная безопасность заповедника делится на четыре класса. В этой связи ежегодно с апреля по ноябрь вводится строгий график по ее соблюдению. Вся территория находится под строгим контролем инспекторов. Параллельно среди населения ведется разъяснительная работа на предмет строгого соблюдения правил пожарной безопасности.

Барсакельмес с почти 70-летней историей – единственный заповедник, который находится в самом очаге экологической катастрофы. Это природная лаборатория под открытым небом, которая предоставляет уникальные возможности для глубоких исследований полупустыни.

А еще этот край имеет богатейший потенциал в плане развития экологического туризма. Однако в настоящее время оставляет желать лучшего организация работы по экологической грамотности и развитию экотуризма. Как говорят специалисты, если чаще организовывать зоологические и гидробиологические экспедиции, это стало бы большим подспорьем в решении этого и других вопросов.

 

Фото из архива Барсакельмесского государственного природного заповедника

Читайте также: