Kyzylorda-news.kz. В рамках работы Проектного офиса «Қаржы министрлігі – Адалдық алаңы» 17 января 2020 года в 14.00 проводится  республиканская акция.

Цель акции – своевременного реагирования на вопросы и предложения, поступающие от населения, с целью пропаганды открытости и доступности деятельности Министерства финансов под эгидой «Адалдық алаңы» по разъяснению основных нововведений в Кодекс Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

По сроку исковой давности статья 48 Налогового кодекса.

С 1 января 2020 года срок исковой давности составляет три года, а по налогоплательщикам, подлежащим налоговому мониторингу и осуществляющим деятельность в соответствии с контрактом на недропользование, срок исковой давности составляет пять лет.

Срок исковой давности, который составляет 3 года, распространяется на налоговые обязательства и требования, возникшим с 1 января 2020 года.

Так, пунктом 1 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О правовых актах» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.

В этой связи, во избежание разного толкования указанной нормы, проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предусмотрены соответствующие поправки.

Согласно данным поправкам, по налоговым обязательствам и требованиям, возникшим до 1 января 2020 года, срок исковой давности составляет 5 лет.

По освобождению компаний микро и малого бизнеса от уплаты налога на доход сроком на три года

Введена в действие новая статья 57-4 Закона Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»

На период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 процентов, подлежащую уплате:

1) сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса;

2) сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса;

3) сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

Субъектами малого предпринимательства (субъектами микропредпринимательства) признаются налогоплательщики, соответствующие условиям, установленным пунктами 2 и 3 статьи 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан.

Вышеуказанные положения не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих:

1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;

4) проведение лотереи;

5) деятельность в сфере игорного бизнеса;

6) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

8) аудиторскую деятельность;

9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

10) деятельность кредитных бюро;

11) охранную деятельность;

12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;

13) деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей;

14) реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти;

15) розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута;

16) внешнеэкономическую деятельность.

Патент

С 1 января 2020 года вступил в действие пункт 1 статьи 685 Налогового кодекса в новой редакции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 685 Налогового кодекса вправе применять специальный налоговый режим на основе патента индивидуальные предприниматели, которые помимо соответствия условиям, установленным для субъектов малого бизнеса статьей 683 Налогового кодекса:

1) не используют труд работников;

2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;

3) осуществляют один или несколько из следующих видов деятельности:

  • штукатурные работы;
  • столярные и плотницкие работы;
  • работы по покрытию полов и облицовке стен;
  • малярные и стекольные работы;
  • деятельность такси;
  • грузовые перевозки автомобильным транспортом;
  • управление недвижимостью за вознаграждение или на договорной основе;
  • деятельность в области фотографии;
  • переводческое (устное и письменное) дело;
  • сдача в имущественный наем (аренду);
  • сдача в имущественный наем (аренду) транспортных средств;

прокат и имущественный наем (аренда) развлекательного и спортивного инвентаря;

  • прокат видеозаписей и дисков;

прокат и имущественный наем (аренда) прочих предметов личного потребления и бытовых товаров;

  • сдача в имущественный наем (аренду) сельскохозяйственной техники и оборудования;
  • сдача в имущественный наем (аренду) офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику;
  • услуги в области спортивного образования и образования специалистов организации досуга;
  • услуги образования в сфере культуры;
  • услуги в области прочего образования;
  • вспомогательные образовательные услуги;
  • деятельность в области искусства;
  • ремонт компьютеров и периферийного оборудования;
  • ремонт коммуникационного оборудования;
  • ремонт предметов личного потребления и бытовых товаров;
  • парикмахерские услуги;
  • маникюр и педикюр;
  • ветеринарные услуги;
  • услуги по обработке земельных участков;
  • услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;
  • услуги носильщиков на рынках, вокзалах;
  • изготовление и ремонт музыкальных инструментов;
  • выпас домашних животных.

Единый земельный налог.

С 1 января 2020 года объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего СНР для крестьянских или фермерских хозяйств на основе уплаты единого земельного налога, является доход, полученный (подлежащий получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами за налоговый период (доход определяется как в упрощенной декларации – все доходы без учета расходов, но за год). Ставка ЕЗН составляет 0,5% от объекта обложения.

Фиксированный налог

Раздел 17 «Фиксированный налог» Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года отменен фиксированный налог.

Налог на игорный бизнес

Статьи 539 и 540 Налогового кодекса действовали до 1 января 2020 года, соответственно, дополнительный платеж по налогу на игорный бизнес отменен.

При этом, пункт 3 статьи 222 Налогового кодекса действовал до 1 января 2020 года, соответственно, с 1 января 2020 года юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса или оказывающие услуги с использованием игровых автоматов без выигрыша, персональных компьютеров, используемых для проведения игры, игровых дорожек (боулинг (кегельбан), картов (картинг), бильярдных столов (бильярд), а также уполномоченные организации обменных пунктов, признаны плательщиками корпоративного подоходного налога.

По ставкам акцизов

Согласно пункту 4 статьи 463 Налогового кодекса (строки 14,15, 21,22) с 01.01.2020г. повышены ставки акцизов на сигареты на 13,8% (в 2019 году – 8700 тенге/1000 шт.).

Увеличение ставок акцизов на табачные изделия является необходимой мерой по реализации Рамочной конвенции по контролю над табаком, ратифицированной Законом Республики Казахстан от 25 ноября 2006 года (далее – Рамочная конвенция).

В соответствии с  подпунктом 2) пункта 4 статьи 463 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) ставки акцизов на бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо утверждаются Правительством Республики Казахстан.

С 1 января 2020 года согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2018 года № 173 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан»  ставка акциза на бензин (за исключением авиационного) составляет:

 – при оптовой реализации производителями бензина (за исключением авиационного) собственного производства 24 435 тенге на 1 тонну;

            – при розничной реализации производителями бензина (за исключением авиационного), использование на собственные производственные нужды 24 935 тенге на 1 тонну;

– при импорте  24 435 тенге на 1 тонну;

– при передаче подакцизных товаров, указанных в подпункте   5) статьи 462 Налогового кодекса, являющихся продуктом переработки давальческого сырья  24 435 тенге на 1 тонну.

По камеральному контролю

Вынесенное органом государственных доходов решение о признании уведомления по камеральному контролю не исполненным направляется налогоплательщику (налоговому агенту) по почте, электронным способом.

Налогоплательщик обжалует решение в течение пяти рабочих дней со дня его вручения (получения) в вышестоящий налоговый орган и (или) уполномоченный орган или суд (пункт  4-1 статьи 96 Налогового кодекса).

Копия жалобы должна быть направлена ОГД, направивший решение.

При этом, как и в случае обжалования налогоплательщиком уведомления о результатах налоговой проверки, прописана аналогичная норма о восстановлении срока обжалования в случае  временной нетрудоспособности.

Ходатайство налогоплательщика (налогового агента) о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы удовлетворяется при условии, что налогоплательщиком (налоговым агентом) жалоба и ходатайство поданы не позднее десяти рабочих дней со дня окончания периода временной нетрудоспособности должностных лиц налогоплательщика.

Приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика (налогового агента) не осуществляется при подаче им жалобы на решение в случае обжалования в вышестоящем ДГД и (или) КГД, либо в суд до вынесения решения по жалобе.

По всеобщему декларированию доходов и имущества физических лиц.

Изменениями в главу 71 Налогового кодекса предусмотрен перенос ввода всеобщего декларирования с 1 января 2020 года на 1 января 2021 года с последующим поэтапным переходом к декларированию. 

На первом этапе – с 1 января 2021 года декларацию в рамках всеобщего декларирования представят:

лица, занимающие ответственную государственную должность, и их супруги;

лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, и их супруги;

лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, и их супруги;

лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и законами Республики Казахстан «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О страховой деятельности», «О рынке ценных бумаг».

На втором этапе – с 1 января 2023 года декларирование для работников государственных учреждений и их супругов, а также работников субъектов квазигосударственного сектора и их супругов.

На третьем этапе – с 1 января 2024 года декларирование руководителей и учредителей юридических лиц и их супругов, индивидуальных предпринимателей и их супругов.

На четвертом этапе – с 1 января 2025 года декларирование остальной категории граждан.

По применению контрольно-кассовых машин

В статье 166 Налогового кодекса вступает в силу норма предусматривающая переход на применение ККМ с 1 января 2020 года налогоплательщиков осуществляющих деятельность с применением специального налогового режима на основе патента и в рамках специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим.

Обращаем внимание, что требования по применению онлайн-ККМ не распространяются на субъектов бизнеса, осуществляющих свою деятельность на территориях, где отсутствуют сети телекоммуникаций общего пользования.

Читайте также: