Kyzylorda-news.kzВ алматинском специализированном межрайонном суде продолжается суд по делу космического корабля “Буран”, который казахстанские власти хотят вернуть в государственную собственность, передает Sputnik Казахстан. В четверг началось главное судебное разбирательство.

Макет и летный экземпляр космического корабля “Буран” являются предметом судебного разбирательства с прошлого года, а макет ракеты-носителя “Энергия-М” в составе арендованного имущества комплекса “Байконур” находится в пользовании филиала “Байконур” “РКК Энергия” имени С.П. Королева”.

Иск подавал комитет государственного имущества и приватизации министерства финансов Республики Казахстан” к АО “Ракетно-космическая компания “Байконур”.

Истцы просят ликвидировать АО “Ракетно-космическую компанию “Байконур” и вернуть имущество, внесенное в качестве вклада в уставный капитал общества, а также признать решение учредителей, совета директоров общества незаконными, сделки по отчуждению акций общества Николаю Коваленко и Владимиру Ширину недействительными.

Подготовка к судебному разбирательству началась еще в октябре прошлого года. Судьей назначили Гульшат Казымбетову.

Ответчиками являются генеральный директор АО “Ракетно-космическая компания “Байконур” Даурен Муса, Николай Коваленко, Владимир Ширин, РГП на ПХВ “Инфракос” в лице Кенжебека Ирюкова, а также ОАО “Ракетно-космическая корпорация “Энергия” имени С.П. Королева”.

В процессе участвуют третьи лица: АРФР, а также аэрокосмический комитет министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана.

Предварительные слушания по делу переносили несколько раз. Сначала из-за того, что один из ответчиков проживает в России, затем – из-за пандемии коронавируса. После этого процесс никак не мог начаться, потому что отсутствовал один из ответчиков – представитель РКК “Энергия имени С.П. Королева”. Десятого июня ему вновь направили извещение о дне слушания.

“В соответствии с пунктом 6 статьи 272 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, суд обязан приостановить производство по делу в случаях обращения с поручением суду иностранного государства об оказании правовой помощи. При таких обстоятельствах производство по делу следует приостановить до исполнения судебного поручения”, – поясняла свои решения судья.

В чем суть иска

Процесс назначили на 10 декабря 2020 года. В четверг представитель комитета госимущества (КГИ) рассказала, что РКК “Байконур” нарушила сроки регистрации акций общества. Кроме того, был незаконно уменьшен уставной капитал.

“Это случилось после того, как в 2002 году случился обвал крыши первой ракеты “Буран”. Тогда погибли семь монтажников. Вместо того, чтобы требовать возмещения ущерба от виновных в обвале крыши, учредители снизили размер уставного капитал. Это противоречит нормам законодательства. И третье – Коваленко и Ширин передали акции Даурену Мусе, хотя он не был учредителем компании. По закону отчуждать можно только учредителям”, – отметила она.

Также учредители РКК “Байконур” не уведомили Нацбанк о размещении 61% акций.

“Дауреном Муса приобретены акции ОАО “РКК “Энергия” имени С. П. Королева” – Николая Коваленко и Владимира Ширина. В результате чего Муса стал держателем 80% акций общества. При этом КГИ не располагает иными сведениями по совершенным сделкам, в том числе по суммам сделок”, – сказала представитель КГИ Назым Адильжанова.

Комитет госимущества считает, что акции в руки указанных людей попали незаконно. В то время, когда совершались сделки, действовало положение о порядке регистрации и перерегистрации выпуска акций, утвержденное постановлением Национальной комиссии Казахстана по ценным бумагам от 13 февраля 1996 года. Положение предписывало: акции первого выпуска могли размещаться только среди учредителей. Ни Коваленко, ни Ширин, ни Муса не являлись учредителями АО.

Гендиректор РКК “Байконур” Даурен Муса не признает исковые требования истца. Он сказал, что информацию о том, как он стал акционером, предоставит на следующем заседании в письменном виде.

“Я стал гендиректором компании “Байконур” в 2011 году. Это был долгий процесс по спасению предприятия. Я подробно дам письменный ответ о том, как я стал акционером”, – сказал он.

Муса добавил, что его не приглашали на данное заседание официально, он узнал о суде от секретаря специализированного межрайонного суда.

В свою очередь “Инфракос” признает требования истца, так как являются подведомственной организацией аэрокосмического комитета. Кенжебек Ирюков говорит, что интерес к акциям у государства отсутствует, так как они были неприбыльными.

Что известно об РКК “Байконур”

По информации министерства цифровизации, ранее акционерное общество “Ракетно-космическая компания “Байконур” называлось АО закрытого типа “Казахстанско-Российское Инновационное Совместное Предприятие “Аэлита” (АОЗТ “КРИСП “Аэлита”), генеральным директором которого является Муса.

Оно было зарегистрировано в качестве юридического лица Республики Казахстан 13 марта 1997 года. Уставной капитал общества формировался имущественными вкладами от каждой из сторон, в том числе передачей в уставной капитал второго летного экземпляра орбитального многоразового космического корабля “Буран”. Доля каждого в уставном капитале составляла 50%.

В результате отчуждения акций АО владельцем 80% акций стало частное лицо Даурен Муса, 20% акций осталось за РГП “Инфракос”.

Передача имущества и акций

В 1996 году Казахстан получил имущество с баланса РГП “Инфракос” в РКК Байконур актом о передаче имущества на 14 миллиардов тенге.

В 2002 году, после обрушения кровли, был уменьшен размер уставного капитала. В результате у “Инфракоса” оказалось 20% акций. Эта доля до сих пор принадлежит “Инфракосу”, то есть государству.

Кроме того, акции АО “Аэлита” в количестве 200 штук были зарегистрированы 8 сентября 2004 года Нацбанком. Эту информацию подтвердило Агентство по развитию и регулированию финансового рынка. Однако их нужно было зарегистрировать в Центральном депозитарии. Но истец туда не обратился, так как вопрос относительно сделок и вопрос о держателях не является предметом иска. 

Затем 20 акций перешли генеральному директору “Аэлиты” Николаю Коваленко, который одно время возглавлял РГП “Инфракос”, 41 акция ушла Владимиру Ширину управляющему директору РКК “Байконур” на погашение заработной платы в размере более 5,5 миллиона тенге.

В 2004 году доля РГП “Энергия” выросла с 8,49 до 80,49%. В 2011 году корпорация владела 99 акциями (49,5%) КРИСП “Аэлита”. В 2013 году оно было переименовано в РКК “Байконур”. Корпорация “Энергия” сочла свою долю в РКК “Байконур” непрофильным активом, и в июне 2014 года совет директоров разрешил продать эти 99 акций АО “РКК “Байконур” по цене не ниже рыночной стоимости. Представитель РКК “Энергия” утверждает, что они являются ненадлежащим ответчиком, потому что передали 49% акций Мусе.

Суд постановил вызывать в качестве третьего лица АО Центральный депозитарий ценных бумаг. Следующее заседание состоится 25 декабря в 10 утра.

Почему Казахстан не может выкупить ракету, а возвращает ее через суд

В министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности сообщали, что 11 ноября 2019 года Дмитрий Рогозин обращался с письмом о рассмотрении передачи макета и второго летного экземпляра орбитального корабля “Буран” и макета ракеты-носителя “Энергия-М” для размещения в музейных экспозициях России.

“Четвертого февраля 2020 года ему направлен ответ о том, что данные ракеты являются частью истории развития космодрома “Байконур”. Казахстанской стороной планируется их использование в музейных экспозициях республики для популяризации достижений России и Казахстана в космической сфере и развития международного туризма”, – заявили в ведомстве.

При этом, по условиям договора аренды комплекса “Байконур”, арендатор имеет право вносить предложения о полном или частичном выкупе в свою собственность объектов комплекса. Но документ не предусматривает прямую продажу имущества комплекса арендатору.

“В связи с этим продажа макета ракеты-носителя “Энергия-М” возможна в соответствии с законом Казахстана “О государственном имуществе” только на конкурсной основе”, – пояснили в казахстанском министерстве.

Решение об отчуждении стратегического объекта принимает правительство республики на основании отраслевого заключения уполномоченного органа соответствующей отрасли, согласованного с органами национальной безопасности.

Охраняет имущество комплекса “Байконур”, согласно условиям договора аренды, российская сторона. Информации о стоимости затрат на обеспечение хранения двух макетов кораблей “Буран” нет. Кроме того, отсутствует актуальная информация по оценке объектов по нынешнему их состоянию.

Читайте также: