Kyzylorda-news.kz. В настоящее время обсуждается проект Закона РК  «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Данный Закон РК был принят 17 марта  1995 года, поэтому требует новой регламентации. Проект Закона   является актуальным, потому что право на свободу мирных собраний является неотъемлемым условием реализации прав человека на свободу выражения мнения, свободу объединения, права на участие в управлении делами своей страны. Это право определено в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, где сказано «признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». В этой связи право на мирное собрание является одним из основных гражданских прав человека, которое присуще человеку, живущему в правоввом, демократическом государстве.

Проект Закона предусматривает ряд изменений по следующим  основаниям:

  • приведение норм Закона в соответствии с нормами Конституции РК;
  • приведение норм Закона в соответсвии с нормами других Законов РК;
  • конкретизация определения формы мирного собрания;
  • конкретизация самой нормы;
  • исключение излишне изложенных норм;
  • исключение дублирующих норм;
  • редакционная правка норм;

– содействия органам внутренних дел и прокуратуры в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности;

– в целях установления компетенции местных представительных органов по определению границ прилегающих территорий, в которых запрещено проведение пикетирования;

– в связи с предлагаемыми поправками по проведению пикетов вне специализированных мест;

– в целях сокращения сроков подачи уведомлений о проведении мирных собраний.

Кроме этого, были сделаны ряд  дополнений.

Если остановиться на некоторых изменениях, например, на приведение норм Закона в соответствии с нормами Конституции РК, то статья 1 Закона конкретизирована в соответствии со статьей 32 Конституции РК, где было сделано дополнение следующим образом слово «безопасности» дополнено словосочетанием «государственной безопасности», слово «здоровью» словосочетанием «охраны здоровья», словом «общественного порядка»  и т.д.

По приведению норм Закона в соответсвии с нормами других Законов РК. Например, подпункт статьи  1 закона приведен в соответсвие с нормами Закона РК «О средствах массовой информации», где сказано, что термин «журналист» определен в вышеназванном законе и дублировать этот закон не надо, а нужно дать разъяснение термину «местный исполнительный орган», который дан в статье 1 Закона РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК».

Если остановится на дополнениях, то статья 3 Проекта Закона, которая называется «Принципы организации и проведения мирных собраний» дополнена следующими принципами: «презумпция в пользу проведения мирных собраний» и «ответственности сторон», что считаем правильным. Так как презумпция в пользу проведения мирных собраний подоразумевает, что любое собрание считается мирным и разрешенным, если власти о нем уведомлены и нет реакции властей, т.е в случае отсутствия ответа местного исполнительного органа, проведение мирного собрания будет считаться согласованным по умолчанию.

Любое демократическое государство, которое живет в мировом сообществе и выполняет международные стандарты, должно в полной мере обеспечивать реализацию прав своих граждан.

Мадина ЖУСУПБЕКОВА,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры Правоведение Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата.

Читайте также: